22октября2020,четверг,15:21
Свежий номер №8-9 (247) август-сентябрь 2020

«Книжный рынок будет восстанавливаться не меньше года»

Коронавирусная статистика снова демонстрирует головокружительный рост. Как же хочется уже забыть об ужасах локдауна, но новые беды, похоже, не за горами. А между тем еще не преодолены последствия первой волны. Так что мы продолжаем следить за тем, как обстоят дела у представителей канцелярского рынка и смежных отраслей. На этот раз побеседовать с КД согласился Дмитрий Репин, генеральный директор книжной сети «Буквоед».


– Дмитрий, расскажите, как развивались события с коронавирусом в Санкт-Петербурге? Как вы действовали?

– Санкт-Петербург ушел в изоляцию 28 марта, в тот же день мы закрыли магазины сети и отправили офис на удаленную работу. Только через два с половиной месяца в Петербурге нача-
лось постепенное снятие ограничений, благодаря которым мы смогли открыть небольшую часть магазинов. С 27 июля стало легче, потому что с этого момента начали свою работу торговые центры города, где располагается практически половина нашей сети. На сегодняшний день с соблюдением всех санитарных норм мы смогли открыть все свои книжные, в том числе и региональные магазины.

– Некоторые канцелярские сети почувствовали снижение потока покупателей еще до локдауна. Как дела обстояли у вас?

– Каждый год в феврале и марте к нам приходят за подарками к 14 февраля, 23 февраля и 8 арта, ведь многие любят дарить друг другу книги и милые сувениры. Так что до введения ограничений в конце марта снижения трафика у нас не было.

– Когда розницу открыли, по вашим наблюдениям, как изменился спрос?

– Очевидно, что из-за пандемии покупательская способность сильно пострадала: у населения снизились доходы, пришла неуверенность в завтрашнем дне, к тому же многие не сразу решились снова начать посещать общественные места и магазины. Сейчас, когда сеть работает в полную силу, трафик в наших книжных постепенно прирастает. Возможно, если не будет новых проблем с ростом заболеваемости и очередным введением ограничений, к новому году нам удастся вернуть в книжные всех наших покупателей.

– Расскажите, как вы организовали работу во время изоляции?

– На протяжении двух с половиной месяцев изоляции у нас в основном работал только интернет-магазин. Но это далеко не главный канал сбыта, потому что 90% продаж мы осуществляем через офлайн-магазины. Однако в этот период мы бросили все силы, что-бы сохранить хотя бы эти продажи на уровне прошлого года. 

Наш интернет-магазин обладал большим преимуществом, которого мы лишились во время изоляции, – это услуга бесплатного самовывоза из любых магазинов сети. С помощью наших партнеров мы довольно быстро организовали безопасную курьерскую доставку, наладили работу с пунктами выдачи и отправляли заказы через «Почту России», хотя это тоже создало для компании дополнительные сложности.

– Наверняка вы проанализировали карантинные продажи. Расскажите, что пользовалось спросом?

– В период изоляции в нашем интернет-магазине лидировала популярная психология и книги на тему личных финансов. Люди были обеспокоены своим психологическим состоянием и состоянием своих близких, им приходилось искать новые подходы при общении с родными. Поэтому в заказах часто встречались книги Михаила Лабковского, Андрея Курпатова, Джен Синсеро, Марка Мэнсона, Джо Диспенза.

Стали чаще обращать внимание на книги по теме инвестирования, чтобы научиться эффективнее управлять своим бюджетом, – «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, «Разумный инвестор. Полное руководство по стоимостному инвестированию» Бенджамина Грэма.

– А сейчас? Тенденция сохраняется?

– Сейчас жизнь понемногу возвращается в привычное русло, люди соскучились по художественной литературе и читают долгожданные новинки от Бориса Акунина, Евгения Водолазкина, Стивена Кинга. И конечно, все мы ждем начала продаж традиционной летней новинки от Виктора Пелевина.

– В разгар пандемии мы наблюдали, как книжные ассоциации трубили тревогу. В результате сегмент признали пострадавшим. Какие потери понесла ваша компания?

– Компания понесла большие потери. Ведь, несмотря на закрытие магазинов, нам приходилось покрывать значительные издержки, платить зарплату, налоги, арендные платежи, были и другие расходы. К счастью, нам удалось достичь понимания и с сотрудниками, и с большинством арендодателей в этом вопросе и найти компромиссные решения.

– Правительством было много обещано. Какие меры поддержки от государства вы получили на деле?

– В конце апреля нашу сеть в составе объединенной розничной сети «Читай-город – Буквоед» внесли в перечень системообразующих предприятий в книжной отрасли. Надеемся, что, в том числе с помощью анонсированных государством мер поддержки, мы сохраним большинство магазинов и вся книжная отрасль не будет отброшена на много лет назад.

– Кстати, о закрытиях. Часть магазинов известной сети «Республика» прекратила работу. Как вы можете прокомментировать это событие? Считаете ли вы реальной угрозу, что около 40% книжных магазинов может закрыться?

– Печально, когда книжные магазины вынуждены закрываться. Многие компании на розничном рынке имели сложности еще до пандемии, а случившееся просто подтолкнуло их к закрытию.
Надеемся, что нам удастся сохранить большинство своих магазинов, а если ситуация в экономике начнет быстро стабилизироваться, то и вернуться к открытию новых.

– Как вы считаете, какое будущее ждет книжный рынок?

– После такого потрясения книжный рынок будет восстанавливаться не меньше года, ведь кризис затронул не только магазины, но и издательства, типографии и авторов. Однако опыт прежних кризисов показал устойчивость бумажной книги к таким потрясениям, ведь книги – неотъемлемый элемент нашей культуры.

– Какие меры по снижению потерь, развитию бизнеса вы предпринимаете?

– Мы оптимизировали свои затраты, стараемся получить обещанную поддержку от государства и делаем все, чтобы покупатель чувствовал себя в «Буквоеде» комфортно и безопасно.