15декабря2017,пятница,09:22
Свежий номер №9-10 (228) сентябрь-октябрь 2017

С открытием Крымского моста можно будет пересаживаться на велосипеды...

Олег Шевченко, генеральный директор "Мидас-опт"

Три года назад журнал «Канцелярское дело» почти так же лихо и мощно наведался в Крым, как судьбоносный референдум. Тогда, по горячим следам громких политических событий, мы устроили конференцию для участников рынка товаров для школы и офиса. Тогда же мы открыли для себя целый «остров» незнакомых компаний, растерянных, но готовых беззаветно трудиться. Среди них была и «Мидас-опт». Спустя несколько лет мы решили снова встретиться с генеральным директором фирмы Олегом Шевченко и выяснить, что изменилось на полуострове за последние годы, как кризис атакует крымских канцелярщиков и как развиваются отношения с российскими коллегами, зародившиеся в смутные времена.

.

Беседовала:
Арина Герасименко

.

.


– Олег, здравствуйте! Мы с вами познакомились в 2014 году, на  I Крымской конференции, и, можно сказать, подружились. Тогда вы нам подробно рассказали о своей компании, ее истории и, разумеется, о ситуации в регионе. С тех пор многое изменилось, как у вас, так и в общем на полуострове, было бы интересно все это обсудить.

–  Приветствую  вас,  всю  редакцию  «Канцелярского  Дела»!   Я всегда открыт к диалогу и рад, что нам выпала возможность снова пообщаться!

– Отлично, мы тоже искренне рады! Начнем с того, что вы были участником и первой, и второй профессиональной отраслевой конференции участников рынка товаров для школы и офиса в Крыму. Вы можете сравнить две эти встречи? Чем они отличались друг от друга, и насколько полезной для вас лично стала вторая конференция?

– Прежде всего, хочу сказать спасибо организаторам – Сергею и Дмитрию Долговым, они делают большое дело, поскольку любая выставка, конференция, куда слетаются компании со всей страны, полезна. При отсутствии таких мероприятий каждый будет сидеть в офисе и заниматься своими проблемами. Кто-то должен давать свисток  –  мол,  все  собираемся  и  общаемся.  Здорово,  что этот «кто-то» у нас на рынке есть.

Если говорить об отличиях, то первая конференция, на мой взгляд, случилась слишком рано. Люди были растеряны, не успели прийти в себя после всех событий. Я, например, приехал и увидел какие-то компании, о которых не успел собрать информацию, поэтому был элемент непонимания – а кто мне нужен? Кто здесь серьезен, а кто просто для тусовки… Получилось несколько смазанное впечатление. Но эта конференция была нужна тогда. В момент кардинальных изменений было очень важно понимать, что есть компании, которые готовы что-то поставлять, покупать, что есть с кем конкурировать и прочее. Это тонизировало и придало уверенности. Каждая конференция что-то дает, поэтому еще раз спасибо организаторам. Они – большие молодцы.

– Олег, как изменилась компания «Мидас-опт» с 2014 года? Произошли ли структурные сдвиги, может, вектор несколько откорректировали?

– Безусловно, изменения произошли. К примеру, у нас появился отдел, который занимается интернет-магазином, сайтом, рассылками и прочим, то есть внедряет IT-технологии  в  работу.  Раньше в Украине это было слабо развито, теперь даже представить трудно, как бы мы все работали без интернет-инструментов. Сейчас мы активно развиваем сайт, ставим новый движок.

В закупке работа тоже изменилась. Раньше, допустим, все было строго упорядочено, мы представляли 28 торговых марок и буквально знали наизусть график прихода машин. В первый год после присоединения, безусловно, ни о какой упорядоченной работе речи не шло, компании только изучали друг друга, изучали особенности регионов. Сейчас с тем же графиком доставок пока все скомканно: например, мы можем заказать машины с расчетом, чтобы они приходили с интервалом в один день, а в итоге получается, что шесть-семь фур приезжают почти в одно время, потому что они стояли в очереди на пароме и их пропустили всех разом. Так что с логистикой проблемы есть. Конечно, мы, к счастью, не на Мальте живем, однако островная специфика диктует свои правила. Поэтому необходимо, например, создавать запасы ходовых товаров – на случай возникновения штормов.

– Логистика еще и дорого обходится, судя по всему…

– Да, расходы на нее составляют порядка 3–6% от общих трат, поскольку переправить фуру в одну сторону стоит 28 000 рублей. Естественно, это закладывается в цену товара, и люди, которые приезжают с материка, часто говорят, что у нас все дороже. Действительно так, но этому есть справедливое объяснение. Ничего тут не поделаешь.

– Тем не менее, цены у вашей компании довольно приемлемые. Как удается держать их на уровне доступности?

– Мы мониторим цены всех ближайших участников рынка: это федеральные компании, ростовские, краснодарские, и стараемся, чтобы у нас цены на основную группу товаров были ниже. Иначе мы просто будем неинтересны своим партнерам.

– Да и люди, наверно, не будут заинтересованы в покупке. Как бы вы охарактеризовали покупательскую способность населения в Крыму сейчас?

– Покупательская способность в течение трех лет кризиса падает, и думаю, что нужно ожидать четвертый год кризиса, а возможно, и пятый. Так что нужно готовиться морально и в плане бизнеса – продумывать закупки. Однако наша компания не скатывается в откровенный лоукост, мы стараемся брать товар, который работает, но при этом достаточно дешевый.

– Есть ли проблемы с доставкой внутри полуострова?

– Нет, внутри полуострова все хорошо. У нас есть свой  транспорт, который ходит со склада в разные регионы, как троллейбус – по маршруту. За каждым городом закреплен день, время, т.е. здесь проблем нет. Есть только одна сложность – доставка товара в курортные города в пик сезона, например, в Ялту. В сезон туда въехать просто невозможно  – везде  пробки.  Но это  происходит  ежегодно, к этому все привыкли, да и варианты действий всегда есть: можно выехать позже или раньше, доставить машину ночью и так далее.

– Сократился ли у вас штат за последние три года?

– Нет, наш коллектив остался прежним: не увеличился, поскольку векторов для этого нет, и не уменьшился, поскольку мы представляем множество торговых марок в регионе, соответственно, работы много.

– Как вы считаете,  каковы сегодня позиции «Мидас-опт» в регионе? Насколько вам мешают «федералы»?

– Не скажу, что мы беспрекословные лидеры, но позиции у нас на полуострове лидирующие. Наши основные конкуренты – это, конечно, федеральные компании, некоторые крупные ростовские компании. «Федералов», безусловно, многие не любят и боятся, но тогда с таким настроением надо закрываться. У федеральных компаний есть свои слабости, хотя в целом их работа построена очень системно, очень правильно, планово. Но проблема даже не в них, а в тех российских производителях, которые пытаются создать какую-то дистрибьюторскую сеть, при этом они продают пару-тройку фур федералам, а потом, вспомнив, что «по ночам они еще и вы- шивают», поставляют подарки в «Ашан». Это более ощутимая проблема. Производитель, владелец крупного предприятия, известной торговой марки или нескольких, должен четко понимать, что он хочет – создать розничную сеть и работать над ней год от года, лечь под какую-нибудь федеральную компанию с развитой системой продаж или зайти в сети. Заход в сети логичен, но только при усло- вии правильного ценообразования. У некоторых производителей это отсутствует. Самое главное, что проблема эта общая, ведь мы все в одной лодке, поэтому решать ее нужно тоже совместно.

 

– Вас поддерживают производители с материка, ваши партнеры?

– Да, со многими партнерами у нас выстроились хорошие доверительные отношения. В некоторых случаях это обоюдное понимание  эксклюзивности  поставок,  допустим,  как  с компанией

«Проф-Пресс». Они даже производят кое-что специально для нас. И положительных примеров взаимодействия полно.

Встречаются, правда, и такие компании, которые удивляют сво- им непониманием ситуации, желанием быстро заработать. Но в целом все хорошо, есть четкое представление о российском канцеляр- ском рынке и о том, куда двигаться. Во многом это благодаря таким людям, как Сергей и Дмитрий Долговы, поскольку они организуют общение, столь необходимое на большом российском рынке. Пусть выставки и конференции не всегда имеют финансовый результат, все равно они очень нужны. Есть возможность посмотреть друг другу в глаза, и это ничем не заменишь.

– Кстати, вы сейчас работаете с теми российскими компаниями, с которыми завязалось сотрудничество со времен I Крымской конференции, или состав партнеров изменился?

– Безусловно, изменения  есть,  поскольку  рынок  динамичен. С некоторыми – да, мы работаем  успешно уже больше трех лет. С кем-то пришлось разорвать связи из-за разного понимания сути партнерских отношений. Кто-то пытался схитрить, обмануть. У нас ведь тоже есть амбиции, мы вправе выдвигать определенные требования – это нормально. Если в какой-то товарной группе не сложится с российскими компаниями, будем выходить на рынки других стран. Сейчас мы, кстати, ищем партнеров в Китае, Индии. Но, разумеется, работать с россиянами значительно проще, учитывая, что Крым находится под санкциями.

– Как вы думаете, открытие Крымского моста облегчит ситуацию с логистикой? Какие ожидания по этому поводу у бизнесменов?

– Я полагаю, что глобальных перемен не произойдет. Меня иногда спрашивают, не боюсь ли я усиления конкуренции – того, что сюда хлынут какие-то компании. Я всегда отвечаю, что не боюсь, потому что рынок сформирован, все, кто хотел, сюда уже пришли и платят свою дань паромщику. Что изменится? Немного понизятся цены на продукцию и катастрофически усилятся пробки. Дорог как не было, так и нет, перемещаться по Крыму сложно. С открытием моста, думаю, можно будет пересаживаться на велосипеды. В общем, главное изменение, на мой взгляд, это сокращение цен на 5–10%. Колебания в других сферах произойдут в рамках того же диапазона, я думаю. Ничего глобального не случится. Станет удобнее с одной стороны, а с другой стороны – возникнет куча новых проблем. Боюсь, что в первый год работы моста транспортного коллапса нам не миновать.

– А как у вас в регионе живут мелкие предприниматели, владельцы розничных магазинов, которые вы обслуживаете? Наверно, их стало меньше в связи с кризисом?

– Вы знаете, мы приложили все усилия для того, чтобы их меньше не стало. В том же 2014 году наши менеджеры и я лично объезжали клиентов и поддерживали их морально, убеждали, что не надо закрываться, что мы вместе выстоим. В какой-то степени это помогло. И сейчас, если мы видим, что какому-то магазину тяжело, то обязательно идем навстречу, иногда даже решаем проблему. Мы работаем уже много лет и работаем, прежде всего, на этих людей, предпринимателей, поэтому наша задача – всячески поддерживать их, помогать им зарабатывать и развиваться. Мы стараемся ограждать их от пагубного влияния акций гипермаркетов – предусматриваем, какие товары попадут под акцию и пытаемся сделать так, чтобы в розничных магазинах эти товары были дешевле или  в ту же цену, или другие товары представляли определенную группу. Поэтому, слава Богу, число предпринимателей не сократилось, мы по-прежнему работаем все вместе, системой, и доходы у людей все-таки есть. Хотя выросла аренда, выросли налоги, и канцелярские магазины, которые раньше стояли в центре городов, сегодня съезжают к окраинам. Это проблема многих регионов, не только Крыма – центр не заточен под канцелярию, в центре больших городов канцелярскую продукцию можно найти только в отделах гипермаркетов, специализированной розницы там, как правило, нет. Соответственно, новые магазины у нас открываются слабо, фран- чайзинговых проектов почти не видно.

– Что можно сказать о корпоративном направлении, как оно развивается?

– Корпоративные продажи чувствуют себя хорошо, еще в нашу украинскую бытность они были достаточно развиты. Единственная проблема связана со снижением платежеспособности некоторых бюджетных организаций, но это общая тенденция рынка. Мы продолжаем сотрудничать со всеми нашими клиентами в этом секторе.

– Олег, вероятно, вам известно, как обстоят дела на канцелярском рынке Украины? Что вам рассказывают товарищи?

– Там тоже есть определенное проседание по платежеспособности населения. Если сравнивать, думаю, что мы просели чуть глубже. Все-таки у них сейчас продается более дорогой товар, хотя я могу оши- баться. Украина всегда была такой страной, о которой нельзя ничего понять из СМИ. Зарплаты всегда озвучивались ниже реальных, люди жаловались на судьбу, хотя зачастую жили лучше, чем остальные страны. Поэтому чтобы понять, что там происходит, нужно там жить.

Мои коллеги в Киеве, к примеру, говорят, что средний уровень зарплат на данный момент составляет порядка 25–35 тысяч гривен, это около 60–80 тысяч рублей. Зарплаты уменьшились, но это в лю- бом случае гораздо выше российских показателей. Есть, конечно, в Украине и депрессивные регионы, где люди получают четыре ты- сячи гривен в месяц. Так что людям там все равно тяжело, закры- ваются магазины. Особенно трудно жителям небольших городов, таких как Сумы, Черкассы, Чернигов. В  Киеве, Харькове, Львове, в Запорожье ситуация лучше, поскольку и доходы населения выше.

–  Реально   ли   крымчанам   восстановить   сотрудничество с украинскими коллегами, и вообще нужно ли это сейчас?

– В Крыму есть компании, которые благополучно возят из Украины продукцию под черным флагом. Это как в фильме: «Арестант, договорись с таможней. – Таможня дает добро». При желании можно все, вопрос в необходимости. По моему мнению, такой необходимости нет. Некоторые компании продолжают возить те или иные товары с материка только потому, что люди были приучены к тем брендам. На мой взгляд, есть отличные российские аналоги, и надо просто объяснять людям, почему это хорошо, почему это стоит купить. Привезти оттуда – простой путь.

– Олег, поделитесь планами компании на ближайшее время – какие цели сформулированы на будущий год, какие есть амбиции?

– Цель одна – с открытием  моста  начать  поставки  на  материк, по крайней мере, постараться сделать это. Мы ведь занимались дистрибуцией канцтоваров на юге Украины, а после сепарации Крыма стали ограничены территорией полуострова. Ну,  а  так планируем и дальше шлифовать свой товарный ряд, цены, маркетинг.

– А новых партнеров хотели бы найти?

– Да, я всегда открыт к диалогу, где их только искать? На мане- же все те же, как говорится. Разве что в других государствах… Хотя недавно я познакомился с человеком из Петербурга, у него свой канцелярский бизнес, и сейчас мы обсуждаем возможности сотрудничества. Это абсолютно новое для меня имя, новая компания, я ничего не знал о ней.

– Олег, мы всей редакцией желаем вам успехов в этом зарождающемся сотрудничестве и во всех других аспектах бизнеса. Большое спасибо за беседу, было приятно снова пообщаться!

– Большое спасибо вам! «Канцелярское дело» – просто молодцы!

 

Теги: Крым
Производство
Хобби и творчество