18ноября2018,воскресенье,13:29
Свежий номер №8-9 (235) август-сентябрь 2018

Электрошторм: выживут ли бумажные дневники?

Не так давно департамент информационных технологий г. Москвы опубликовал данные исследования, которые свидетельствуют о том, что 33% общеобразовательных школ в России вслед за столицей перешли на электронные дневники. Тема эта для нашего канцелярского общества, разумеется, не новая. Кто-то еще с прошлого года бьет тревогу и сокращает производство бумажных дневников, у кого-то продажи в этой категории планомерно растут. Другие философствуют: мол, все течет, все изменяется… Исчезнут дневники – значит, такова их судьба.

Самое время всесторонне проанализировать эту тему и поразмышлять над важным для канцелярщиков и всей отрасли вопросом: бумажные дневники – на грани вымирания?

Текст:  Арина Герасименко


Что диктует закон?

Впервые публично о введении «электронщины» в школах заговорил Дмитрий Медведев в 2008 году. На заседании президиума Госсовета тогдашний президент предложил: «Давайте вот как сделаем: бумажную форму журнала и дневника убирать не будем, а вменим в обязанности школ параллельно ввести эти электронные документы. Во всяком случае, журнал точно можно ввести». «Давайте» растянулось на четыре года – 15 февраля 2012 года Министерство образования и науки РФ обнародовало Письмо N АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде». Правда, ранее вышли ведомственные приказы, установившие новые федеральные государственные образовательные стандарты – Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 и Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. В них, помимо прочего, излагались новые требования к «информационно-образовательной среде» учебных учреждений. Таким образом, методические рекомендации министерства вышли в поддержку реализации ФГОС, а также «во исполнение решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества Российской Федерации от 30 декабря 2010 года № А4-18040», как говорится в документе. Что там сказано еще? Прежде всего, «услуга по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости осуществляется образовательными учреждениями при участии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В результате предоставления указанной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации:

  • сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;
  • сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося;
  • сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося;
  • сведения о посещаемости уроков (занятий);
  • сведения о расписании уроков (занятий);
  • сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);
  • содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания».

Полный перевод на электронные услуги должен завершиться к 1 января 2014 года.

Образовательные учреждения не ограничили «в выборе информационных систем ведения журналов успеваемости учащихся и в использовании их расширенных функциональных возможностей», зато учителям выбор не предоставили. Согласно методическим рекомендациям, осуществление «контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)» становится должностной обязанностью педагогов.

Уже в июле 2012 года глава Минобрнауки Андрей Фурсенко амбициозно и, следовательно, опрометчиво (как показывает практика, амбициозность и опрометчивость – верные спутники решений, совершаемых «сверху») заявил: «Электронные дневники как обязательная норма будут введены в школах к 2012 году». По словам министра, в тот период эту программу реализовали около 30% школ. Президент РФ Дмитрий Медведев в свою очередь выразил мнение, что внедрение новой системы – «несложная штука»: «Сайты есть почти у любой школы, а если есть сайт, то можно обеспечить к нему и доступ». Рассуждение из серии «если есть руки, можно ими и картины писать». Наивность – на лицо. И даже не наивность, а неспособность трезво оценить ситуацию, принять наиболее РАЦИОНАЛЬНОЕ решение и, самое главное, довести его исполнение до конца. Но это реплика в сторону. Что мы имеем? Желание-требование Фурсенко не сбылось. Да, в Москве переход на так называемые электронные журналы успеваемости и электронные дневники учащихся произошел даже раньше, в 2011 году – не везде сразу, но все-таки. Тут, вероятно, и Департамент образования хорошо сработал, и финансовые возможности столичных школ поспособствовали быстрому обновлению. Однако многие регионы и по сей день не охвачены трендом «электронизации» образования, несмотря на вроде бы строгий, установленный законом дедлайн – 1 января 2014 г. Более того, если опираться на исследование московского департамента ИТ, получается, что процент школ, в которых используются электронные дневники и журналы, за пять лет с начала действия закона по-прежнему колеблется около отметки 30%. Впрочем, в разных источниках мелькали разные цифры – кое-где авторы настаивали на 90%, но и это значение кажется сомнительным.


По данным ВШЭ в рамках мониторинга системы общего образования,в 2015–2016 гг.
в России было зарегистрировано почти 42 000 школ (41 893).

  • Канализация имелась в 88,4% учебных заведений,
  • Центральное отопление – в 93%,
  • Водопровод – в 90,9%.

А теперь вдумайтесь: возможна ли тотальная «электронизация» школ при таких показателях материально- технической базы?


Да и не только в географии дело. Несмотря на то, что официально переход на электронные дневники и журналы стартовал в 2012 году, до настоящего момента в стране нет единой системы, работающей четко и бесперебойно. В 2016 году Минобрнауки даже объявило конкурс на создание пакета требований к электронным дневникам, в некотором смысле показав свою беспомощность. Тем не менее, программы продолжают выдавать ошибки, учителя «старого толка» до сих пор адаптируются к новым требованиям, а родители… исполнены самых разных мнений.

Чем обеспокоены мы?

Можно бесконечно долго и бесконечно тщетно размышлять о судьбе бумажных дневников, спорить о том, исчезнут они-таки или нет, предсказывать даты… Даже обратиться к экстрасенсу (сейчас это модно), предоставив фотографии дневников разных российских брендов. Кстати, интересно: вдруг «чародей» не увидит какую-то из марок в царстве живых (= продаваемых)? Столько вкусных подробностей и горьких тайн может всплыть на поверхность…

Нас во всей этой истории главным образом волнует другое: вопиющее отсутствие диалога властных структур с представителями отрасли. Решил Дмитрий Медведев заменить бумажные дневники и журналы электронными носителями, дабы от кого-то там не отставать, дал указание Минобрнауки, и пошло-поехало. До сих пор, правда, едет, причем туго, со скрипом, с поломками кузова и капризами мотора. Решение приняли, но производителей почему-то никто не спросил. И никто, судя по всему, глубоко не задумался, что это вопрос не только образования, но и производства, торговой сферы, даже банального интернет-обеспечения. В итоге производители мечутся, на удачу составляют планы, пытаясь угадать спрос, поставщики и продавцы тоже находятся в зыбком положении, семьи (множество семей!), где родители не в ладах с компьютером или компьютера вовсе нет, вынуждены подстраиваться под неудобную ситуацию и подавлять в себе раздражение. Почему нельзя было изначально создать некий орган, который занимался бы подготовкой реформы, а не ее реализацией? Это ведь только звучит просто – «почти у каждой школы есть сайт, значит, можно обеспечить доступ к нему». Потом оказывается, что далеко не у каждой, а за пределами ЦФО так тем более, да и наличие сайтов не приближает страну к «электронному» будущему. А главное – как равнодушно, даже презренно сброшены со счетов производители бумажно-беловой продукции. «Мы отменяем бумажные дневники по всей стране. Точка. А вы выкручивайтесь как хотите. Без всяких комитетов и дискуссий, без госдирективы по постепенному сокращению производства данной товарной категории. Не маленькие, справитесь», – такой посыл читается в действиях власти. Увы, все как обычно: бездумное законотворчество – бесполезный результат.

Слабо верится, что бумажные дневники однажды исчезнут в регионах, в сельской местности. То есть в бОльшей части страны. Если вдруг это и произойдет (под нажимом государства или по другим причинам), то российское образование можно будет выбрасывать на помойку. Там, где важнейшая часть школьного обучения ребенка – самостоятельное ведение дневника – заменяется суррогатом, к которому подпускают лишь учителей и родителей, нет места настоящему ОБРАЗОВАНИЮ. К сожалению, это «там» сегодня почти разрослось до размеров 1/6 части суши. Посмотрим, удастся ли его спасти.

 

Мнения родителей

Что говорит народ? Мы действительно копнули глубоко, поэтому опросили родителей из канцелярской среды – тех, чьи дети ходят в школу и кто не понаслышке знаком с электронными дневниками, а также главных операторов новой системы – учителей.

 

Анна Рожкова, компания «Бюрократ»:

«Мы учимся в Подмосковье, с первого класса у нас применяется система ведения электронного дневника. Мнение о данном инструменте у меня двоякое и скорее негативное. Из плюсов: оперативный контроль успеваемости учеников, удобный доступ к ДЗ. Но есть существенные минусы! Не все учителя заполняют дневник правильно. Бывало, что домашние задания либо отсутствовали, либо были некорректно записаны в ЭД, либо в системе происходил сбой и задание не отражалось. Электронный дневник не дает необходимых комментариев к выполнению ДЗ, которые учителя озвучивают.

Есть еще два психологических аспекта, и это, на мой взгляд, ключевая проблема всей системы. Ребенок не учится вести дневник самостоятельно, фиксировать задачи. Кроме того, детям присваивается ощущение постоянного надзирательства. Система воспитывает чувство постоянного страха, а также подавляет мотив исправить оценку, «чтобы не расстроить маму». В текущем виде, я считаю, электронный дневник скорее негативно сказывается на формировании личности ребенка. Основной площадкой общения нашего класса в итоге стала электронная почта с Google Диском и WhatsApp».

 

Светлана Пестова, компания «Художественные материалы»:

 «Я не могу комментировать сторону школы – не знаю, дорого ли обходится установка и обслуживание системы. Мне как маме система электронного дневника удобна – информация под рукой в любой момент, не надо выяснять, какие уроки были, а какие перенесены, когда будет родительское собрание и т.д. У ребенка нет «отмазок» из серии «я не успел записать домашнее задание». Но все удобство исчезает, если электронный дневник со стороны учителей заполняется не сразу, а спустя какое-то время. У нас так и было в первый год введения дневника – оценки и задания появлялись эпизодически, непредсказуемо и только по части предметов. На переходном этапе это понятная ситуация, учителям тоже нужно перестроиться, но если на этом все останавливается, тогда электронный дневник теряет весь смысл – получается заполнение ради заполнения.

Когда оценки стали появляться регулярно, ребенок начал следить за средним баллом. С одной стороны, это какое-то чрезмерное внимание именно к оценке, а не к знаниям, с другой – возможность прогнозирования результата мотивирует активничать, добирать пятерки».

 

Ольга Клековкина, компания «Гамма»:

«Наша школа перешла на электронный дневник три года назад. Два года мы дублировали его бумажным, а в этом году используем только электронный вариант. Я отношусь к этому очень положительно, так как очень удобно контролировать успеваемость ребенка, я всегда в курсе оценок и домашних заданий. Также удобно смотреть все входы-выходы ребенка, отображаются даже его траты на питание (все видно: что купил, в какое время дня и сколько это стоит)!»

 !
!
!
!
!

Андрей Ильин, компания Durable:

 «Сама идея электронного дневника преподносилась как панацея от утаивания оценок учащимися, вкупе с картой позволяющая контролировать все – от успеваемости до количества булок и сока, которое употребляет твое чадо в день. Мы весь прошлый год пользовались этими благами цивилизации. Как это было:

– два месяца ЭД не работали из-за неполадок на сайте, все дублировалось в бумажные носители.

– потом оказалось, что логины-пароли после неполадок изменились – еще с месяц система «тормозила».

– затем учитель пожаловалась, что не успевает вешать домашнее задание днем, соответственно, если чадо не записывало ДЗ в бумажный дневник, уроки на завтра мы начинали делать в 7-8 вечера.

– в бумажном дневнике стали появляться оценки, которых не было в электронном. Выяснилось, что это в основном двойки, и учителя их ставят в бумажный носитель чисто для морального воздействия, а официальную электронную статистику не портят.

– на конец года мы имеем бумажный дневник, где оценки проставлены лишь за три четверти, ни слова о переводе в следующий класс, но зато это есть в электронной версии.

Какой вывод? Дети не заходят в свой ЭД, не имеют наглядного представления о своей успеваемости, хвостах и пр. Теперь и эту ношу взвалили на родителей – информировать ребенка о его школьной успеваемости. Это не стимулирует ученика быть взрослым, самостоятельно следить за своими оценками и пр. Бумажный дневник давал возможность сделать это за 2-3 минуты. В целом все это органично вписывается в тот маразм, который происходит сейчас в реформируемом образовании».

 

Анна Спивак, компания «Питер Арт Сервис»:

«Я очень рада, что уже два года у нас в школе действует электронный дневник. Это мегаудобно – учителя оперативно вносят всю информацию. Легко и быстро можно посмотреть все оценки, все пропуски, расписание занятий и пр. А когда ребенок болеет и не ходит в школу – это вообще спасение. Ты видишь, что было темой урока по любому предмету, что задано, изучаешь все это дома с ребенком. Обычным дневником я не пользуюсь вообще. Правда, мой сын записывает в нем домашнее задание, туда тоже выставляют оценки, но суть этой макулатуры мне не ясна теперь.

Вообще мне очень нравятся нововведения – у ребенка есть электронная карточка, мне приходит смс-уведомление о каждом его передвижении. На эту же карточку зачисляются деньги, и ребенок может оплачивать ей обеды. Чем больше таких электронных опций, тем проще мне как маме».

 

Мнения учителей

У учителей нам было интересно узнать не только их отношение к нововведениям, но и то, дублируется ли в их школе электронная система бумажными дневниками, насколько уверенно она работает и удобна ли самим педагогам.

Ирина Шайдуллина, МОУ СОШ №6, г. Вышний Волочек:

«Мы используем программу «Сетевой город», бумажной версии не ведем, но все равно периодически распечатываем электронные документы. В настоящее время система немного изменилась и стала удобнее, чем, например, в прошлом году. Но есть и недостатки: не все родители в нашем городе пользуются интернетом, иногда не получается войти в журнал, бывают сбои в системе...»

 

Анна Даньшина, лицей 1502 при МЭИ, г. Москва:

«Все школы Москвы работают с электронными дневниками и журналами уже несколько лет. Это директива от Департамента образования. И бумажные носители официально отменены. Думаю, что все учебные заведения перейдут на электронные версии. Мы же в 21 веке живем!

Работать с этой системой очень удобно: все видно, ничего не теряется. К домашним заданиям можно и файлы прикладывать. Уже вечером родители могут просмотреть оценки за день. Наша школа работает с ЭД уже четыре года, и я довольна. Может, кто-то и использует в поддержку бумажные дневники, не знаю. Но в августе 2016-го нам четко с экранов было сказано, что учителей нужно освобождать от бумажек. Вот больше и нет бумажных журналов».

 

Екатерина Павлинова, МОУ СОШ №83, г. Ярославль:

«В нашей школе электронные дневники используются примерно 6 лет, при этом инициатива исходит от руководства школы. На мой взгляд, система нуждается в корректировке. Не у каждого преподавателя есть личный компьютер, поэтому после уроков приходится в учительской или в кабинете информатики выстоять очередь, чтобы заполнить этот дневник – по этой причине не ежедневно выставляются оценки. Большая часть родителей до сих пор предпочитает бумажный вариант дневника.

Насколько я знаю, в других школах города дублируют и бумажный дневник, и бумажный журнал, то есть это дополнительная работа педагогу».

Галина Калина, городская гимназия, г. Димитровград, Ульяновская область:

«В нашем городе работает система «Сетевой город. Образование» (электронный дневник). Она действует с 2015 года. Система очень удобная, так как информация об объявлениях и расписании поступает быстро, оценки доступны и ученикам, и родителям, быстро формируется система отчетов, бумажной волокиты стало меньше. По 10-бальной шкале я оцениваю систему на все 10 баллов. Ученики и дети тоже очень довольны, поскольку исчезла необходимость в бумажных журналах и дневниках. Кроме того, стала возможной прямая связь с любым учителем и администрацией через систему сообщений. Электронный журнал НЕ ДУБЛИРУЕТСЯ бумажным в нашей школе. Но я знаю, что в некоторых школах города администрация требует заполнения и бумажных вариантов журналов и дневников».

 

Татьяна Бобринская, Британская международная школа, г. Москва:

«У нас вместо электронных дневников используется программа Google CLassroom. Это как менеджер задач, всем очень удобно. Не знаю даже, сколько учреждений работают с ним в Москве, но все наши школы точно, а их 10. Обычных дневников у нас нет».

 

Лариса Пацукова, МБОУ гимназия №20, г. Тула:

«У нас в Центре образования электронный журнал существует уже несколько лет. Он дублирует бумажный журнал. Отношение к «Сетевому городу» двоякое, так как не всегда есть время на заполнение электронного журнала. У нас требуют срочного заполнения, а на уроке этим заниматься некогда. Кроме того, не всегда хорошо работает интернет. Часто приходится заполнять электронный журнал дома. Не у всех родителей есть возможность работать в электронном дневнике, у некоторых принципиально нет желания.

Может, это и экономит родительское время, но прямой контакт родителей и учителей, классного руководителя и родителей очень важен. Бумажные журналы хранят 75 лет. Наверное, это не очень удобно, зато интересно для истории школы. А вот с электронными носителями часто бывают проблемы. Хотя нельзя исключать удобства сетевого общения. Наверно, все-таки нужно идти в ногу со временем и вводить новые формы предоставления информации родителям и ученикам».

 

Наталья Хомутова, МОУ СОШ №3, г. Мирный, Архангельская область:

«В нашем городе все школы ведут электронные дневники и журналы, образовательные учреждения в области – тоже. Отклики противоречивые, поскольку не у всех родителей есть компьютеры, у кого-то они есть, но сложно перестроиться. Учителей напрягает двойная работа, потому что бумажные дневники тоже надо проверять. Бесспорно, система требует доработок, и с технической стороны в первую очередь. Все эти пароли и логины, усложняющие жизнь, нужны как бы для безопасности, но если подумать, кто будет чьи-то оценки смотреть?»

 

Алла Аскерова, МОУ СОШ №37, г. Волжский, Волгоградская область:

«Как у любой части нашей жизни, у электронных дневников/журналов есть плюсы и минусы. Мне лично удобно работать в таком формате, если скорость интернета нормальная, то все получается быстро, все можно корректировать. Я легко могу найти контактные данные учеников и их родителей, разместить информацию для коллег, учеников, родителей. Сформировать быстро отчет по предмету, по наполняемости классов и т.д. Можно работать с любого компьютера, находясь в любой точке мира. Ответственные и продвинутые родители ежедневно заглядывают в журнал и могут видеть и оценки, и домашние задания, и пропуски уроков своих детей. Там же можно отправить работу учителю, задать вопрос, важно, чтобы учитель готов был общаться в таком формате, но это дело времени. Из минусов: частенько система виснет, во время сбоев вдруг пропадает часть информации в личных карточках учеников, и из-за этого классные руководители вынуждены систематически следить, все ли в порядке, а это время, чаще всего личное время моих коллег. Молодые учителя легче перешли на такую форму ведения документации, люди в возрасте с большим скептицизмом отнеслись к новшеству, но вариантов у нас нет, а значит нужно осваивать новые технологии».

 

Что думают профессионалы?

Из статистических данных и ответов наших спикеров ясно, что бумажные дневники, за будущее которых мы опасаемся, пока не первые в очереди на вымирание. Возможно, вымирание им не грозит вовсе, и вся эта суматоха сродни дискуссиям об исчезновении книги. Так или иначе, в этой теме есть еще одна, пожалуй, самая важная сторона – производители.

 

Артем Дулькин, компания «ПЗБМ»:

«Можно подумать, что сегмент вымирает, однако не стоит торопиться. Тоже говорили когда-то и о радио, и о театре. У моего коллеги по работе уже четыре года у ребенка в школе используется электронный дневник. На протяжении всех этих лет он дублируется бумажным. При этом каждый год им говорят об отмене бумажного носителя, но до сих пор так и не отменили. Тем не менее, мы больше не планируем выпускать дневники. Три года назад мы размещали заказы на дневники, но опыт оказался неудачным, поэтому сейчас распродаем остатки».

 ,

.

.

Игорь Зайцев, компания «БиДжи»:

«В прошедшем сезоне 2016 года с дневниками произошла удивительная вещь – их не хватило оптовикам, точнее они закончились у всех разом, еще точнее, ведущие производители, наверно, впервые за свою историю продали все свои самые «древние» остатки, хотя некоторые закладывали в объем производства существенный прирост.

Разумеется, все привыкли к так называемой «чересполосице», когда в один год дневников не хватает, а в другой – избыток, но, даже имея в виду это обстоятельство, дефицит, случившийся в прошедшем сезоне, выглядит чем-то из ряда вон выходящим.

Все последние годы производство дневников сокращалось, так как производителям, тем же оптовикам, да и всем без исключения маркетологам казалось, что потребление этого продукта сокращается благодаря введению в школах электронного дневника. Но, по всей вероятности, многие школьники (или их родители?) стали дублировать электронный дневник бумажным. Возможно, есть и другое объяснение. Так или иначе производители встали в этом году перед выбором: увеличить объем выпуска или оставить все как есть во избежание повторения той самой «чересполосицы», к которой все на рынке уже привыкли. Чтобы понять, кто прав – оптимисты или пессимисты – нужно всего лишь дождаться августа-сентября. А пока – просто печатаем дневники с пониманием существующей проблемы и памятуя об опыте прошлого года».

 

Евгения Разбойникова, компания «Феникс+»:

«Разговоры о переходе школ на электронные дневники ведутся не первый год. На сегодняшний день данная практика введена во многих школах, но при этом бумажный дневник не отменен. Конечно, удобство электронного дневника неоспоримо, однако как же развитие у детей дисциплинированности и самостоятельности, которые прививает ведение бумажной версии дневника? Еще одним важным преимуществом является то, что бумажный дневник всегда под рукой, он не зависит от перебоя электричества и отключения интернета. Да и как же веселые истории про записи учителей или способы удаления отрицательных отметок? У каждого есть подобные забавные моменты.

Снижение спроса на эту группу товаров мы не наблюдаем, скорее наоборот, мы увеличили ассортиментную линейку новыми видами дневников. Поэтому в ближайшие годы выводить эту группу из ассортимента не будем. Но если уж так случится, что бумажный дневник перестанет существовать как вид товара, то «Феникс+» спокойно продолжит работать».

 

Светлана Винокурова, компания «ХАТБЕР-М»:

«Существенного падения спроса мы в прошлом сезоне мы не ощутили, и продажи дневников на сегодняшний день хорошие. Еще два года назад мы предполагали серьезное падение в этой товарной группе, и в 2016 году значительно уменьшили объем производства дневников – в итоге получили небольшой дефицит. Безусловно, в дальнейшем падение спроса будет. С введением электронного дневника только незначительное количество школ полностью отказалось от бумажного носителя. С каждым годом число таких школ будет расти. Процесс полной замены бумажного дневника на электронный растянется на несколько лет».

 

 

Андрей Хворостяный, «Проф-Пресс»:

«Про тенденции говорить пока рано, сезон в разгаре. По дневникам будем подводить итоги в сентябре. И потом, даже если падение будет, нужно разбираться в причинах. В прошлом году, например, некоторые наши коллеги выпустили много меньше дневников, чем обычно. Поэтому у нас был резкий рост в этой группе. Если в этом сезоне коллеги выпустят столько дневников, сколько выпускают обычно, а мы продадим меньше – то о какой-то существенной роли электронных дневников в нашем падении говорить не придется. В общем, категоричные выводы делать пока рано, но определенная тревога за судьбу этой группы есть».

 !

!

Геннадий Калягин, компания «Альт»:

«Помнится, как только начали вводить электронные журналы на замену бумажному документу школьника, все притаились в ожидании. Многие подстраховывались, тянули с заказами до последнего. Сейчас ситуация изменилась, спрос на дневники устойчивый, но рост продаж в прогнозах, конечно, отсутствует.

Заменить школьный дневник на электронную версию, как оказалось, задача не из простых, так как это значит, по сути, обязать каждого родителя приобщиться к интернет-ресурсам, а для этого у нас в стране есть масса препятствий».

Комментарии независимых экспертов

Константин Румянцев, компания «Ликор»:

«Продажи дневников действительно падают из года в год. Я бы выделил два фактора, играющих «на понижение»: 1) введение электронного дневника в школах; 2) сети, которые существенно «подъедают» сезон.

Привожу график розничных продаж дневников в штуках за последние годы. Тенденции очевидны».

!

!

!

!

Евгений Кожевников, компания «Акварель»:

«Я скептически отношусь к подобным исследованиям. Кто и каким образом выводит эти данные? Непонятно. Более того, в нашей сети магазинов такой тенденции вообще не наблюдается. Продажи дневников в 2016 году у нас только выросли, даже за прошедшие пять месяцев текущего года они увеличились по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. При этом надо учитывать, что январь-май – совсем не сезон для продаж школьных дневников, однако люди у нас их покупают. А те, у кого продажи падают, просто не умеют продавать. Не разбираются в тенденциях, не изучают новое поколение потребителей…

С бумагой похожая ситуация была – все говорили, что скоро она исчезнет, что ее заменят электронные варианты. И что в итоге? Ожидания не оправдались, на каждую … все равно нужна бумажка».

Комментарии (1)
Lubov 30.10.2018
Категорически против электронных дневников, которые введены через договоры - оферты. Решили и постановили без согласия и подписей родителей, такой договор считается юридически ничтожным. У моего ребёнка, когда мы учились болели, по электронному дневнику пошли оценки одни тройки. Когда я пошла разбираться с учителями, оказывается у них был сговор, кто не платит, тот и плохо учится. Я считаю, пусть эти товарищи у власти что хотят придумывают, но в бумажном дневнике я вижу оценку и подпись учителя, после этого уже не будет никакой подделки по оценкам. и кто им дал право решать за нас, какие должны быть дневники.