15декабря2017,пятница,09:15
Свежий номер №9-10 (228) сентябрь-октябрь 2017

От рождения до лепки

Еще 20 лет назад в распоряжении молодых родителей почти не было специальных продуктов для развлечения и обучения малышей. В ход шли всевозможные подручные средства, игрушки, для творчества использовались обыкновенные канцелярские принадлежности – карандаши, пластилин, картон, цветная бумага и т.д. Сегодня детские товары оформились в отдельный сегмент, это особая ниша для производителей и продавцов. Мы решили рассмотреть товары для детей от 0 до 3 лет и пригласили к беседе экспертов, которые рассказали нам о нынешнем состоянии этого рынка в России.

Текст: Арина Герасименко

 Взрослые тенденции, творческий подход

 Товары стали многообразнее, безопаснее и, что важно, доступнее. Их не нужно искать в специализированных магазинах, и цены уже не шокируют потребителя. Российский рынок детских товаров вполне сравним с «опережающими» зарубежными рынками. Наталья Артюхова, бренд-менеджер «Каляка-Маляка», согласна с этим утверждением: «В отношении раннего детского развития, рынок России практически не отличается от Запада, кроме цены – в России покупатель выбирает более экономичные товары для творчества, но имеет высокие ожидания по качеству. Это влияет на конъюнктуру рынка, и такие марки, как Djeco, Crayola и другие в дорогом ценовом сегменте, имеют продажи ниже по сравнению с Западом. И именно поэтому в России так востребована качественная продукция локальных СТМ».

Действительно, родители ориентируются прежде всего на цену, по этой причине так востребованы локальные бренды, а точнее – отечественная продукция. Российские марки преобладают в большинстве сегментов детского творчества и канцелярии, что объясняется не только ценовой доступностью, но и качеством, которое не отстает от иностранных аналогов. Поэтому многие российские компании занимают топовые позиции на протяжении долгих лет. Светлана Федотова, маркетолог компании «Центрум», отмечает: «Российские производители увеличивают свои обороты до 70–80%. Такая динамика обусловлена активным процессом импортозамещения. На рынке  постепенно появляются новые компании, предлагающие качественный продукт. Но им еще предстоит завоевать доверие покупателя. К компаниям, занимающим лидирующие позиции, можно отнести: «Росмэн», Erich Krause, «Луч», «Экспоприбор», Lori, Centrum и др.

Свои лидеры есть и среди товаров. Основное назначение продукции для детей от 0 до 3 лет – развитие, и главным образом оно происходит в процессе творчества: рисования, лепки, конструирования и т.д. По мнению Натальи Артюховой, перспективный формат с этой точки зрения – готовый набор: «Готовые наборы для творчества, включающие в себя простые заготовки и все необходимое для поделки, пользуются большим спросом. Как правило, они достаточно простые, чтобы малыш мог самостоятельно сделать поделку, даже без помощи взрослых. Обязательный нюанс – результат работы должен выглядеть очень эффектно, чтобы доставить удовольствие от работы ребенку и родителям». К слову, комфортная цена на наборы для покупателей составляет 100–200 рублей, считает Наталья.

Светлана Федотова называет другие хиты продаж: «Товары для детей в категории 0–3 лет характеризуются оживленным покупательским спросом. Это связано с демографическим фактором. Увеличение рождаемости оказывает положительное влияние на данный сегмент рынка. Если говорить о продаже развивающих товаров этой возрастной категории, то здесь лидирующие позиции занимают пальчиковые краски. Популярность заключается в простоте использования, для работы не требуются кисти и вода. Краски абсолютно безопасны для детей, даже если ребенок попробует их на вкус. Ценовой диапазон в Москве составляет от 200 рублей за несколько цветов до 2000 за импортный большой набор с дополнительными аксессуарами. Тесто для лепки – не менее востребованный продукт. Цены также варьируются в широком диапазоне в зависимости от состава и производителя от 50 до 1500 рублей».

 Коллекция 2017: тренды и маркетинг

В сегменте детского творчества каждый год появляются новые материалы для занятий, способствующие развитию моторики, воображения, эстетического восприятия и даже интеллекта ребенка. Новаторами, как правило, являются азиатские и европейские производители. Наши люди посещают международные выставки и, вдохновленные, возвращаются на родину с пачкой свежих идей. Наталья Артюхова: «Как и любой другой сегмент товаров, творчество не стоит на месте, появляются всякие «волшебные» материалы: кремообразное тесто, при помощи которого создаются объемные аппликации, магические проявляющиеся карандаши и другие необычные идеи. Улучшаются стандарты качества базовых категорий – карандаши и восковые мелки становятся еще мягче при неизменной цене, появляются новинки вроде пластиковых карандашей. Сегмент детского творчества перенимает подходы «классического продуктового маркетинга» – производители придумывают различные дополнительные ингредиенты и свойства продуктов, чтобы отличаться от рынка. Добавление алоэ вера в тесто и пластилин для мягкости кожи – один из наглядных примеров».

Однако необязательно привлекать потребителя новым, необычным товаром – иногда достаточно одной, но успешной лицензии. О том, какие лицензии сегодня особенно популярны среди малышей, говорит Светлана Федотова: «Наши пальчиковые краски и тесто для лепки представлены в лицензионных коллекциях: «Королевская академия», «Фиксики», «Тролли», «Звездные войны», «Monster High», «Ever After High», «Драконы», «Смешарики». Продукция представлена в красочных упаковках с изображениями героев популярных мультфильмов и мультсериалов, что увеличивает спрос на нее».

Приобретение лицензии – относительно простой и эффективный способ повышения продаж. Но это не гарантия успеха, да и не единственное средство для «счастливой» жизни. Многие производители вообще не прибегают к лицензиям, они выбирают долгий путь создания продукта. Наталья Артюхова рассказывает: «Каляка-Маляка® активно привлекает психологов и педагогов раннего развития к разработке продукции, именно от специалистов этой области мы получаем необходимые рекомендации по новинкам. Мы регулярно проводим тестирования с малышами – смотрим, как детки работают с нашей продукцией, что нравится, а что можно улучшить или добавить. У нас налажена обратная связь с родителями через наш сайт www.kalaka-malaka.ru  и наши группы в соцсетях, они активно присылают нам свои отзывы и предложения».

Кстати, о соцсетях. Сегодня это один из самых живых каналов продвижения, сообщества различных брендов, в том числе детских товаров, можно увидеть почти везде. Кроме Twitter, пожалуй. «Каляка-Маляка® сумела выстроить самую большую на сегодня группу своей аудитории в соцсетях – родители, преподаватели и работники творческих кружков. Вконтакте у нас уже более 13 000 подписчиков, и группа постоянно растет. Мы также регулярно проводим конкурсы и мастер-классы в разных городах в крупнейших магазинах и мероприятия, где присутствует наша продукция и целевая аудитория», – признается Наталья Артюхова.

Что же касается каналов продаж, детская продукция представлена сегодня повсеместно: от скромных канцелярских магазинчиков до крупных федеральных сетей. Производители и поставщики вроде не испытывают никаких проблем в этом смысле… Впрочем, есть нюансы, которые усложняют работу. Светлана Федотова: «Проблемой для нас являются нововведения в маркировке продукции и постоянное ужесточение контроля именно маркировки со стороны сетей. Требуется отдельный специалист по контролю всех надписей и размеров значков. Это часто задерживает производство товара». К счастью, трудностей с сертификацией, какие раньше отмечали многие российские компании, сейчас нет, а это значит, что отечественные производители могут спокойно создавать, распространять и продавать собственную продукцию на территории нашей страны и соседних государств.

 Куда приходит детство?

Совершенно ясно, что сегмент детских товаров – интересная и потенциально очень прибыльная ниша. Неудивительно, что некоторые канцелярские компании открывают производство товаров для малышей. Демографическая статистика показывает прирост молодого поколения, а экономическая – некую стабилизацию кризисных явлений и плавный переход покупательского спроса от дешевизны к добротной середине. Мы спросили наших экспертов, в чем они видят развитие сегмента.

Наталья Артюхова: «Я вижу развитие в интересных новинках для творчества, в новых технологиях, которые еще больше повысят качество товаров и сделают сегмент еще разнообразнее и лучше. В создании интересных обучающих программ для родителей и малышей, чтобы каждый день были яркие идеи для совместного досуга и творчества».

Светлана Федотова: «Рынок товаров для детей в категории 0–3 лет стабилен и открыт для новых игроков. Главное – не останавливаться на достигнутом и продолжать удивлять новинками. Потребители всегда ждут чего-нибудь инновационного и неординарного. Непрерывное обновление ассортимента – вот главный фактор успешного существования в сегменте. Также не стоит забывать о таких немаловажных факторах продвижения товаров, как правильное позиционирование и реклама».

С этим сложно не согласиться. Хочется лишь, чтобы неординарное и инновационное не только приносило ветром с Запада и Востока, но и зарождалось внутри страны.

 __________________________________________________________________

ФАРМ

Каляка-Маляка® уделяет большое внимание товарам для самого младшего дошкольного возраста, на всей продукции обязательно указан рекомендуемый возраст начала использования. Уровень сложности тщательно продуман, это особенно важно в категории

0–3, ведь каждый год развития для малыша – огромный скачок, нужно точно понимать его возможности и предлагать продукцию, идеально подходящую для него.

В категории 0–3 предлагаются пальчиковые краски, акварель, гуашь, пластилин, тесто для лепки, фломастеры, восковые карандаши, раскраски пальчиками, книжки-задания с наклейками, наборы для творчества для самых маленьких, цветную бумагу и картон и многое другое. Вся продукция сертифицирована в соответствии с требованиями, предъявляемыми к товарам для ранней дошкольной группы.

 

Centrum

Компания предлагает пальчиковые краски в лицензионных коллекциях «Тролли», «Фиксики» и «Звездные войны». Краски прекрасно подойдут для самых маленьких детей, так как в составе содержатся только натуральные гипоаллергенные компоненты, изготавливаются на водной основе, отлично смываются. Благодаря плотной гелевой текстуре, краски не будут растекаться из баночек при падении. Такими красками можно рисовать пальцами и ладошками, кисточкой и спонжиками. Также при желании можно воспользоваться штампами, входящими в набор.

Еще одно предложение для малышей – тесто для лепки в коллекциях «Смешарики» и «Hobby Kit». Занятие лепкой – веселый, увлекательный процесс, развивающий мелкую моторику, воображение и творческие способности. Масса мягкая и пластичная, что позволяет поделке придавать любую форму. Цвета легко смешиваются, благодаря чему можно достичь различных оттенков. Тесто не липнет к рукам, имеет приятный запах, безопасно для детей.