15декабря2017,пятница,09:16
Свежий номер №9-10 (228) сентябрь-октябрь 2017

А был ли август?

Несколько месяцев назад мы рассматривали весенние показатели деловой активности на канцелярском рынке России, оценка которых подвела нас к и без того ясному выводу: рынок все еще находится в стагнации, хотя небольшие положительные изменения в разных «местах» эпизодически встречаются. Впрочем, и они не так стабильны, как хотелось бы. Чем же порадовал/огорчил/удивил нас летний сезон 2017 года? Какие итоги мы имеем к началу осени и, кстати, что можем сказать о первых месяцах дождливого сезона? «Индекс Самсона» и комментарии экспертов отрасли помогут разобраться в этих вопросах.

Текст:
Арина Герасименко

Но прежде напомним, что «Индекс САМСОНА» является единственным регулярным объективным исследованием рыночной конъюнктуры производственных настроений канцелярской отрасли в России. Данный индекс – аналог индекса деловой активности PMI, который активно используется в США. «Индекс САМСОНА» эффективно предсказывает динамику экономического роста отрасли на 2–4 месяца вперед. Строится на основе отдельных диффузионных индексов (DI): объем продаж, численность персонала, своевременность поставок товаров поставщиками, объем оборотных средств и выручки. По каждому показателю эксперты рынка дают свою оценку – выше или больше; без изменений; ниже или меньше, после чего диффузионный индекс рассчитывается по формуле: DI = (% ответивших «да») + 0,5*(% ответивших «без изменения»)
На основе вычисленных индексов для каждого показателя производится расчет общего индекса деловой активности рынка товаров для офиса и учебы – «Индекс САМСОНА». Значение индекса ниже отметки 50 пунктов говорит о падении деловой активности и снижения темпа роста экономики в отрасли, выше 50 пунктов – об их росте. Итак, индекс торговой деловой активности канцелярских компаний в августе этого года практически достиг прошлогодней отметки и составил 61,3 пункта (в 2016-м – 61,7 пункта). Надо сказать, что это одно из самых высоких значений за последние почти два года – рекордным стал предыдущий август, чуть уступил ему декабрь 2016-го. Соответственно, индекс деловой активности за минувший август оказался третьим по величине. Результат, безусловно, радует или, скорее, просто не огорчает, но все-таки это август, пиковый месяц школьных продаж, а не какой-нибудь «тихий» февраль. Так что улыбаться особо нечему. Надо отметить, правда, что объем продаж в августе слегка превысил объем оборотных средств – тот же период прошедшего года таким похвастаться не может, несмотря на больший индекс активности. Однако коэффициенты общей выручки двух «августов» приблизительно равны – 55,8 пункта в 2016 году и 56,1 пункта – в 2017-м.

Если говорить о лете в целом, оно преподнесло участникам рынка некоторые сюрпризы. В июне случился внезапный рост продаж (по отношению к маю) и, соответственно, деловой активности, в то время как в июле дела неожиданно пошли на спад. Это несколько обескуражило специалистов отрасли, ситуация с августом в тот момент казалась еще более туманной. Ведь летом 2016 года картина выглядела совсем иначе: за скромными июньскими продажами
последовал довольно резкий всплеск в июле, август подхватил тенденцию и привел отечественный рынок канцелярских и офисных товаров к рекордному индексу деловой активности в торговой сфере за период с января 2016-го по настоящее время.

Средняя цена минимальной оптовой корзины в августе текущего года составила всего 141,3 рубля – это самый низкий показатель лета и (внимание!) всего года, что свидетельствует о, мягко говоря, лояльной ценовой политике и производителей, и поставщиков, а также о демократичной закупочной политике последних. Вероятно, без этой меры показатели самого жаркого летнего месяца были бы плачевнее.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

ДМИТРИЙ ПУПИН,
генеральный директор
компании «Раша» (г. Владимир)

«Как пережили сезон конкуренты, я не
знаю. У меня конец лета прошел нормаль-
но, не хуже, чем в прошлом году. Спад если
и был, то не более 5%. Так же и рост, если
был, тоже небольшой.
Однако мы очень хорошо подготовились
к этому сезону и очень много работали.
Могу утверждать, что не у всех коллег
в других регионах такие же результаты:
многие говорят о спаде в 30–40%, так что
я рад, что мы не упали так же сильно, как
некоторые. Но мы трудились чрезвычайно
много в этом году всем коллективом! Я пой-
мал себя на мысли в сентябре, что уже пять недель работаю по 12 часов в день, если не больше, и без выходных. Конечно же, люди обеднели, и сумма чека могла стать меньше. Мы придумали много новых интересных товаров и тем самым заманили больше покупателей в свои магазины – благодаря этому смогли не просадить выручку. Думаю, что и в следующем году наши покупатели богаче не станут, и работать легче не станет, но выбора у нас нет – продолжаем тяжело трудиться».


В сентябре активность рынка естественным образом снизилась и составила 56,4 пункта. Это
почти на пять пунктов ниже августовского индекса и на 0,3 пункта выше показателя прошлого
сентября. В сравнении с аналогичным периодом 2016 года общая выручка упала на 8 пунктов
(59 против 67,2), хотя и превысила показатель августа 2017-го, который равен 56,1 пункта.
Средняя сумма минимальной потребительской корзины на оптовом рынке в сентябре
составила 146,7 рубля – она сравнима с показателями апреля, мая и июля нынешнего года.
Напомним, что еще в январе, феврале и марте совокупная цена на канцтовары из минимальной оптовой корзины держалась в диапазоне 161–164 рублей.
Прогнозы участников рынка на продолжение были не такие оптимистичные, как, скажем,
в августе или июле, однако около половины опрошенных компаний (46%) верили, что в октябре продажи увеличатся. 32% посчитали, что продажи, увы, снизятся, и 22% не ожидали
каких-либо изменений. Осторожность экспертов, возможно, связана с опытом прошлого года:
тогда индекс деловой активности в октябре резко упал после достаточно бодрого сентября.
В ноябре ситуация улучшилась, но незначительно. Специалисты и правда знают толк в своем
деле: октябрьские опасения подтвердились. Индекс торговой деловой активности в этом месяце составил всего 50,5 пункта, что почти на 6 пунктов ниже результатов сентября. Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель выше на 5,6 пункта. А это
значит, что улучшения, пусть и небольшие, все-таки есть. Вероятно, по этой причине настрой
экспертов на ноябрь более радужный. Уже 62% экспертов надеются на положительную динамику в заключительном месяце осени. А там уж зима и конец очередного нелегкого года...
У кого затяжные, у кого не очень, но каникулы... И снова в путь! Главное – набраться сил.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

АНДРЕЙ ХВОРОСТЯНЫЙ,
руководитель отдела продаж
компании «Проф-Пресс»
(г. Ростов-на-Дону)

«2017-й год в целом можно охарактеризовать как крайне сложный. Всю весну и начало лета мы слышали от наших клиентов о больших складских остатках, являющихся следствием спада покупательской активности, об отложенном спросе и смещении сезона.

СЕЗОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
СМЕСТИЛСЯ. ДАЖЕ ЗАКАЗЫ
ОТ СЕТЕЙ ПОД ШКОЛЬНЫЕ
ЯРМАРКИ В ЭТОМ ГОДУ
ПРИШЛИ ПОЗЖЕ, ЧЕМ ОБЫЧНО.


Зато в июле и августе мы отмечали резкий рост отгрузок, даже превысивший плановые показатели. Сентябрь прошел несколько хуже, чем мы рассчитывали.
Очевидно, что денег у населения больше не становится. К подготовке ребенка к школе родители стали относиться гораздо более рачительно, чем раньше – спонтанных, эмоциональных покупок меньше. На мой взгляд, это одна из главных причин сложной ситуации в сегменте, к примеру, лицензионной продукции. Тем не менее, в этих тяжелых условиях никто из крупных игроков не хочет сдавать позиции. На рынке становится все плотнее и плотнее, конкуренция жестче. Думаю, что нет никаких объективных причин для радикальных изменений ситуации как минимум в ближайшие год–два».



КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

КОНСТАНТИН РУМЯНЦЕВ,
генеральный директор
компании «Ликор»
(г. Сыктывкар)

«Мы наблюдаем падение рынка
и общий пессимизм. При, в общем-то,
неплохом среднем чеке и количестве
позиций в нем, количество самих чеков – вот проблема. Люди меньше ходят по магазинам. Причем это касается и стрит-ритейла, и магазинов в ТЦ. Картину несколько смазывает то, что
в этом году гипермаркеты, и особенно
«Лента», намного более агрессивно
зашли в сезон, прямой Китай на полках
«гипера» – это неприятно, цены действительно сильно поджаты.
Кроме того, у нас в Сыктывкаре открылась еще одна «Лента». Появление такого игрока тоже сказывается. Короче говоря, общая депрессивность рынка + наличие нового гипермаркета (их теперь три) + их агрессивность – все это не добавляет позитива.

СОБСТВЕННО, УЖЕ ЛЕТ 10 КАК СТАЛО ПОНЯТНО, ЧТО СЕЗОН БУДУТ ОТБИРАТЬ «ГИПЕРЫ», И МЫ СТРОИМ СВОЮ СЕТЬ GROSSHAUS В ФОРМАТЕ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ ПРИБЫЛЬНО ЖИТЬ ОСТАЛЬНЫЕ 11 МЕСЯЦЕВ. ПОЭТОМУ ЛИЧНО МЕНЯ БОЛЬШЕ ВОЛНУЕТ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА, ПОСКОЛЬКУ С 1 СЕНТЯБРЯ СЕТИ СВОРАЧИВАЮТСЯ (И МЫ ВИДИМ ЭТУ КОРРЕКЦИЮ), А ПЕССИМИЗМ РЫНКА ОСТАЕТСЯ.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

СВЕТЛАНА БАСКАКОВА,
директор по закупкам
направления «Канцелярские
товары» и «Бизнес-подарки»
компании MERLION (г. Москва)

«Этот год подтвердил тенденцию прошлых лет, когда покупатель более внимательно относится к собственным тратам – спрос на товары экономичного сегмента прогрессирует, но не может не радовать, что есть спрос и на более дорогие канцтовары. В целом в сезон подготовки к школе (июль–октябрь) продажи канцелярских товаров традиционно растут по сравнению с остальными месяцами. Наибольшим спросом в сезон
пользуются ручки, карандаши, тетради, товары для творчества, школьные ранцы, рюкзаки и пеналы. На данный момент тренд по показателям продаж товаров для школы выше прошлогоднего, но итоги можно будет оценить только в конце сезона.
Отдельно хочется выделить, что этот школьный сезон был первым для брендов Deli и Silwerhof, которые в портфеле MERLION с января текущего года. Мы с гордостью можем сказать, что сезон
превзошел наши ожидания, и обе торговые марки показали не только хороший результат продаж, но и смогли предложить клиенту товары в категории «Школа и детство», значительно отличающиеся от других продуктов интересным уникальным дизайном и привлекательными ценами. Период с августа по сентябрь был неплохим по всем товарным группам, включая категорию «Бизнес-подарки», но особенно порадовала динамика роста продаж продукции Moleskine, эксклюзивным дистрибьютором которого является MERLION. Их товары (блокноты и записные книжки) вызывают неизменный интерес среди все большего количества почитателей этого бренда.
Новый ассортимент стульев для детей торговой марки «Бюрократ» с яркими расцветками стал хитом продаж. Удобные кресла, рисунки которых можно было выбрать более чем из 30 дизайнов, стали незаменимыми помощниками в учебе. Модели «растущих» вместе с ребенком кресел определяли выбор родителей в пользу ТМ «Бюрократ».


КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

ЭЛЕОНОРА ИВАШЕВИЧ,
заместитель директора
по маркетингу и продажам
ТД «Канцтовары» (г. Омск)

«Лето и начало осени у нашей компании
ознаменовано небольшим спадом продаж
и в штуках, и в рублях. Причины этого разные, если мы говорим о школьном сезоне,
то это продолжающийся экономический
спад в регионе. Омск по-прежнему является аутсайдером большинства оценочных
рейтингов, к этому добавляется засилье
торговых сетей и экспансия федералов.
Тенденция роста спроса на товар низкой
ценовой категории сохраняется. Покупатели видят только цену, все реже обращая
внимание на качество.
Ситуация немного отличается в оптовом и розничном каналах сбыта, в нашей рознице мы все же стараемся представлять более качественный товар, однако если смотреть на спрос в целом, то картина примерно одинакова. 

КАКИХ-ЛИБО КАРДИНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ СПРОСА МЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ, ПРОДАЖИ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, ЧТО-ТО ПРОДАЕТСЯ, ЧТО-ТО НЕ ОЧЕНЬ, КАКИЕ-ТО ДИЗАЙНЫ НРАВЯТСЯ, КАКИЕ-ТО НЕТ. МЫ ЗНАЕМ НАШИХ ПОКУПАТЕЛЕЙ И СТАРАЕМСЯ ПРЕДЛОЖИТЬ МАКСИМАЛЬНО ПОНЯТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ.

Конечно, сейчас изменились предпочтения молодого поколения, учеников средней и старшей школы, они выбирают товары, которые раньше бы вряд ли их заинтересовали. Мы стараемся развивать ассортимент, удерживать продажи. Конечно, хочется роста, но пока это не всегда возможно».