09апреля2020,четверг,18:43
Свежий номер №2-3 (244) февраль-март 2020

Справимся, если не помрем

Редакция журнала «КД» проводит опрос предпринимателей по текущей ситуации в бизнесе и в связи с эпидемиологической обстановкой. Также спрашиваем о прогнозах на будущее. Естественно, что в ответ меня тоже спрашивают, что я думаю на этот счет.

Что думаю? Ситуацию не драматизирую, но и успокаиваться повода не вижу.

Несмотря на то, что у оптовиков и производителей отгрузки идут, а у некоторых очень даже активно, это скорее связано с тем, что предприниматели хотят затариться по старым ценам. Здесь надо посмотреть, как будут оплачивать поставки.

К бабке не ходи, а в ближайшее время разорится немалое количество предпринимателей. И, как мне кажется, многие «сольются», не оплатив долги. Так что потери у оптовиков будут – и немалые.

Пока местные власти только рекомендуют ограничить работу торговых центров, но могут и прикрыть их вовсе. Чем это грозит арендаторам-канцелярщикам, догадаться не так уж трудно. Тем более что уже сейчас посещаемость магазинов упала на 30–40%.

В общем, рознице не позавидуешь, а вслед за ними и оптовикам, и производителям. Пока ситуация не дошла до уровня 2008–2009 годов, но так это только начало.

Я не буду писать о курсе рубля к доллару, тут и так всем все понятно. А вот обвал нефтяных цен скорее всего приведет к увеличению налоговой нагрузки на бизнес. Где правительству еще денег взять? Сдается мне, что с нас стружку снимут по полной программе. Плюс дополнительные акцизы на транспорт введут, и логистика подорожает. А это неизбежно приведет к массовому закрытию бизнеса.

Боюсь, продавцам товаров для офиса грозит еще один сюрприз. В связи с пандемией многие фирмы отправили сотрудников на удаленку. И после карантина, скорее всего, эта тема многим понравится. Т.е. сократится количество рабочих мест в офисах. А у нас нет традиции обеспечивать «аутсорсеров» канцтоварами – максимум, что выделяется в хоум-офисы, – это картриджи для принтера и бумага. Из офиса канцтовары воровали, относились к ним небрежно, что провоцировало дополнительные закупки, дома к канцтоварам относятся бережнее, воровать их некому. Вот такие дела.

У глобальных сетей не вчера начались проблемы, а ситуация с пандемией коронавируса их только усугубляет. «Метро», «Ашан» и прочих им подобным заменяет онлайн-торговля, некоторые эксперты по ритейлу считают, что сетям гипермаркетов осталось 5–10 лет. «Карусель» уже закрылась. Наверное, об этом стоит задуматься тем, кто делает ставку на сети.
Но не все так печально. Кризис этот не первый и не последний. Дети все равно в школу пойдут, хобби и творчество тоже никто не отменял.

Справимся, бывало и хуже. Если не помрем.