ГлавнаяИнтервьюРучка, которая учит писать

Ручка, которая учит писать

Дата публикации: 13 октября 2025 в 17:00

Как из одной идеи и 3D-принтера на кухне построить бренд, который покупают логопеды, школы и маркетплейсы? Рассказываем, как решение личной проблемы может стать масштабным социальным и коммерческим проектом, в интервью с создателем ручки-тренажера Ypen Евгением Пайкачевым.

Беседовала: Арина Герасименко

*Продукт компании Meta, признанной экстремистской организацией в России, ее деятельность в стране запрещена.

– Евгений, журналисты КД увидели ручку Ypen на весенней «Скрепке» – и были покорены. Но прежде чем мы начнем беседу об этом чудо-тренажере, давайте поговорим о вас – ее создателе. Расскажите, пожалуйста, о себе и пути, который привел вас к созданию Ypen.

– Я отец двух детей, педагог и изобретатель, зарегистрировал более 15 патентов на изобретения. В прошлом я профессиональный художник, учился живописи на протяжении 12 лет – художественная школа, затем Ярославское художественное училище, потом институт в Мурманске – МАГУ, отделение технологии дизайна. Я всегда хотел связать свою жизнь с живописью, для меня это было идеальным будущим, но со временем понял, что денег в этом нет, и стал искать себя в других областях. После учебы долгое время работал дизайнером интерьеров, оформлял бары и рестораны, коттеджи. Тогда эта сфера была слабо развита, я стал одним из пионеров направления, поэтому мне доставались интересные объекты, у меня была хорошо развитая база заказчиков – в том числе и из Москвы. В общем, я был состоявшимся дизайнером. Но после 2008 года рынок постепенно стал сужаться и к 2014 году вообще сошел на нет, что заставило меня задуматься над тем, что делать и как быть.

 

– И какой путь вы выбрали?

– Я вспомнил свое художественное прошлое. Это стало отправной точкой. Я искал новую нишу и остановился на обучении детей рисованию на компьютере, разработал собственную методику обучения рисования в Photoshop, адаптированную для детей. Чтобы создать подходящие условия, я специально купил однокомнатную квартиру и оборудовал ее под мини-студию: установил компьютеры Mac и подготовил все необходимое. Первыми учениками стали мой старший сын Макар, ему тогда было девять лет, и еще пять-шесть детей примерно того же возраста. Это было модное направление, понятная профессия, хотелось, чтобы дети осваивали полезные навыки, а не просто залипали в телефоны, хотелось рассказать им больше про индустрию. Такая была мотивация, а в итоге это дело подтолкнуло меня к созданию тренажера для письма.

 

– Связь не кажется очевидной. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как связаны рисование на компьютере и тренажеры для письма?

– Я наблюдал за детьми и понял, что научить их цифровому рисованию – задача не самая сложная. Но выявилась другая проблема: у детей очень слабо развита мелкая моторика. Для работы с графикой им нужно было смотреть на монитор, а не на планшет, как это обычно происходит. Без зрительного контакта с экраном нарушалась координация движений – рука не могла точно передавать то, что видел глаз. Чтобы удерживать стилус уверенно, требовалась правильная постановка руки и достаточный мышечный тонус. Ведь именно стилус – ключевой инструмент, который синхронизируется с изображением на экране и позволяет рисовать, не отрывая взгляда от монитора. И именно в этом заключалась главная трудность.

Тогда я начал экспериментировать. Чего только ни делал! Привязывал линейку скотчем к руке ребенка, натягивал резинки, делал шарик из скотча – все, чтобы помочь руке принять правильное положение. Ничего не помогало – у детей слишком слабые руки, они не могут держать инструменты правильно, ни карандаш, ни ручку, ни стилус. Я оказался бессилен несмотря на все свои попытки.

 

– Но это же не конец истории? В итоге правильное решение нашлось?

– Однажды я пошел в лес, где долго бесцельно пинал какую-то рогатку, потом поднял ее и почувствовал, как ладонь плотно фиксируется. В этот момент я понял: «Эврика! Нужен стилус в форме рогатки!». Я сделал первые прототипы, дети начали рисовать ими, и результаты значительно улучшились – процесс обучения пошел в десять раз быстрее.

Кстати, название Ypen тоже связано с этим моментом в лесу – буква Y в названии символизирует ту самую рогатку.

– Каким был путь от стилусов-рогаток до финального дизайна тренажера?

– Он был долгим – дорога до рабочего прототипа заняла пять лет. Переход от ручки-тренажера для рисования к письменной ручке стал принципиально новым этапом. Я понимал, что решаю не просто техническую задачу, а самую главную боль – обучение письму первоклассников. Эта проблема была колоссальной, потому что дети, которые только что вышли из детского сада, привыкли, что все строится на игре, а тут их вдруг просят сесть за парту и писать. И никто не задумывался, как это сделать комфортно и естественно.

На рынке до тех пор не было тренажера именно ручки, передо мной лежал голубой безмолвный океан, и не было понимания, куда вообще двигаться. Да, существовали какие-то приспособления для правильного хвата, но они были уродливыми, похожими на костыли или медицинские корректоры. Это был «инструмент для коррекционников», а не для ребенка.

А детям нужна игрушка. Они должны хотеть взять ее в руки, поиграть, дать ей имя. Процесс должен нравиться. И я понял: нужно создать не просто тренажер, а образ, с которым ребенок сможет взаимодействовать, с которым он захочет дружить.

Я экспериментировал. За несколько лет создал около 50 прототипов из пластилина – пингвины, рыбки, какие-то абстрактные фигурки. Но ничто не вызывало настоящего отклика. И вот однажды я случайно слепил птичку. И в этот момент все встало на свои места. Она сразу получила одобрение – от меня, от детей, от всех, кому я ее показывал. «Да, это она!» – звучало отовсюду. Птичка была универсальной, доброй, позитивной. Она ассоциировалась с полетом, свободой, детством. Существует эмблема мира – голубь Пикассо. В других культурах птицы тоже символизируют что-то светлое и хорошее, в нашем фольклоре есть Жар-птица, это русский культурный код.

А еще важно было совместить функционал и красоту. Ручка должна была не только работать, но и нравиться. Быть прикольной. Чтобы ребенок сам захотел: «Заверните, я беру». В итоге родилась птичка – дугообразная ручка, которая повторяет анатомию ладони. Но путь к этой птичке был долгим и сложным.

 

– Как работает ручка? В чем ее принцип?

– Говоря о принципе работы, важно рассказать о трех этапах. Первый этап – легкость при письме или «невесомость» ручки. Пользователю необходимо научиться перераспределять нагрузку в ладонь, появляется точка опоры через брюшко ручки в ладонь. Адаптация занимает четыре-пять дней, и ребенок научается новому способу, больше не давит пальцами на ручку. Такое давление приводит к напряжению в пальцах, затем к напряжению в кисти, к спазмам и гипертонусу во всем теле и, как следствие, к быстрой усталости и нежеланию в возвращаться к письму, происходит отторжение самого процесса.

Признаком прохождения первого этапа является ощущение у ребенка, будто ручка становится невесомой, продолжением руки.

Второй этап – разработка глубинных мышц в кисти и мелкой моторики через резонанс. Пользователь, тремя пальцами обхватывая ручку, без напряжения в кисти и теле создает резонанс при расслабленной кисти руки. Эти колебания – очень быстрые сокращения – похожи на тремор в мышце, происходит 25–30 сокращений в минуту, они беспрепятственно проходят по всем мышечным цепям организма, фасциям всего тела, происходит перезапуск и настройка тела в новый формат работы ради одной цели – сформировать новую привычку, в нашем случае – держать ручку правильно.

Третий этап – мышечная память, запоминание движений через маятник. Мышечная память глубинных мышц – это и есть создание привычки, она формируется исключительно с помощью центральной нервной деятельности (ЦНС), ее бесполезно тренировать эспандерами, разного рода приспособлениями для пальчиков, поэтому мы провоцируем ЦНС методом качания маятником при процессе самого письма, что способствует запоминанию глубинными мышцами правильного способа держать ручку, таким образом формируются правильные привычки. На это тратится немного времени – всего 5–10 минут письма ручкой-тренажером YPEN каждый день и уже через неделю появляются первые результаты.

В результате разработки конструкции ручки и проведенных научных исследований был создан метод «Живосана» – система оздоровления, направленная на восстановление здоровья и путь к долголетию. Заявка на изобретение подана в Роспатент под номером № 2025111145.

 

– Сейчас изготовление ручки полностью автоматизировано? Присутствует в производстве элемент ручного труда?

– Да, ручка Y-Pen – это результат сочетания промышленного производства и ручного труда.

Процесс начинается с литья: корпус ручки изготавливается из двух половинок на пресс-форме. Затем детали попадают к мастерам, где их склеивают вручную. Это похоже на сборку автомобиля, где отдельные металлические пластины соединяются в единый кузов. Из-за особенностей технологии между двумя половинками корпуса может быть небольшой зазор – 2–3 миллиметра. Это не дефект, а особенность конструкции: форма не цельнолитая, и этот шов виден на готовом изделии. Процесс склейки одной ручки из базовой коллекции занимает около 10 минут. Это включает склейку двух половинок корпуса, полную укладку и фиксацию. После сборки ручки оставляют на ночь для полного высыхания клея. На следующий день в корпус вставляется стержень, и изделие упаковывается в коробочку – все готово.

Если речь идет о коллекционных ручках, процесс становится значительно сложнее. Такие изделия проходят полноценную отделку по всему периметру: сначала мы зашпаклевываем все микротрещины и швы, затем тщательно шлифуем поверхность наждачной бумагой, чтобы она стала идеально ровной. После этого пластиковый корпус обезжиривается – это отдельная технологическая операция. Затем наносится грунт, за ним – несколько слоев краски. Важно: вся покраска выполняется вручную, без использования трафаретов, что требует высокой точности и мастерства.

В итоге производство одной коллекционной ручки складывается из восьми технологических этапов. С учетом всех операций, на одно изделие уходит в среднем около двух часов. Такой процесс требует квалифицированных специалистов. На обучение мастера уходит от трех месяцев до полутора лет – только так можно обеспечить стабильное качество продукции.

 

– А стержни для ручки требуются какие-то особенные?

– Стержень в ручке изогнут, повторяя контур позвоночника птицы, что способствует более естественному положению руки при письме. Сам стержень – стандартный, длиной 107 мм, с ушками, как у обычных автоматических ручек. Он взаимозаменяем: доступны разные толщины шарика – 0,5, 0,7 и 1,0 мм. Пользователь может выбрать и заменить стержень на тот, который ему больше подходит.

Важная деталь – отсутствие закручивающегося механизма. Вместо него используется байонетное крепление. Это сделано осознанно: ребенок не сможет баловаться с ручкой в школе, откручивая и закручивая колпачок. Заменить стержень можно быстро и легко – просто открыть и закрыть. Это исключает нервный тик, связанный с постоянным вращением колпачка.

– Как шло развитие Ypen после того, как была найдена идеальная форма?

– В 2019 году были получены патенты. Вообще в нашей ручке пять патентов – на промышленную модель, полезную модель, три изобретения. У нас даже есть патент, который защищает нашу ручку от тиражирования конкурентами на принтерах.

Я арендовал квартиру, где на кухне установил 3D-принтер. Вообще денег не было – я взял денег в долг у коллеги, рассчитывая через месяц отдать. Я напечатал первую партию и отдал ее в школу первоклассникам тестировать. Несколько ручек сразу купили, потом стали покупать больше, и в следующем месяце я полностью отработал эти деньги, но откладывать их в карман не стал, а купил еще принтеров. По итогу за семь месяцев было заработано 18 миллионов выручки – с помощью принтеров на кухне площадью 6,5 м2.

 

– Как удалось масштабировать бизнес? Вы ведь не остановились на формате производства на кухне?

– К счастью, в тот момент существовала поддержка для начинающих инноваторов – так называемый «ваучер». Это специальная программа, которую реализовывали город и область: начинающим изобретателям с перспективным продуктом выделяли финансовую помощь до 250 тысяч рублей. Эти средства можно было потратить на маркетинг, упаковку, регистрацию торговой марки – на все, что нужно для старта.

Я написал бизнес-план, отнес его коллегам. Мне пришлось убеждать их в перспективности, потому что для них самым важным было разобраться в продукте. Ведь не с чем было сравнивать: на рынке не существовало аналогов, нельзя было изучить показатели, никто не мог дать гарантий, что продукт вообще будет востребован. Я объяснял, что производство возможно на 3D-принтерах, но оставался главный вопрос: «А купят ли? Как люди отреагируют на то, что это напечатано на 3D-принтере? Что это за технология?».

Были и мелкие казусы, которые могли бы все сорвать. Но мне повезло – я стал одним из первых инноваторов в Мурманске, кому в 2019–2020 годах все-таки выделили средства. Основной аргумент звучал просто: «Ну, попробуем. Препятствий нет – давайте дадим шанс».

На тот момент у меня не было четкого понимания, что в итоге получится создать компанию. Я просто хотел попробовать, меня вдохновляла сама идея. Но дело пошло. Тогда я пригласил заинтересованного человека стать продавцом. У него, как и у меня, не было стартового капитала. Мы договорились на берегу: его задача – продавать, а если появится прибыль, будем делить ее 50 на 50. Если не получится, он, как матрос, просто сойдет на берег, ведь не вложил в дело ничего. Все риски и содержание компании лежали на мне.

Сначала он не сразу включился – был занят работой. Попросил, чтобы я сам хотя бы на сто тысяч продал ручек, а я выполнил его план уже за два месяца, причем в летний период, который считается не самым активным.

И тут все понеслось как с крутого склона. Мы с сыном не успевали относить посылки на почту – каждый день приходили десятки заказов.

 

– То есть, несмотря на все опасения, ручку встретили с энтузиазмом?

– Да, в первый год результаты оказались впечатляющими. В Мурманске, мне кажется, даже ленивая собака знала про ручку Ypen. История быстро завирусилась и была подхвачена СМИ.

Если честно, я и сам не ожидал, что идея так хорошо сработает. На старте у меня были сплошные вопросы и сомнения. А потом все закрутилось. Был момент, когда даже стало страшно – настолько быстро развивалось дело.

 

– Как вы знакомили широкую аудиторию со своей разработкой?

– Сначала я просто раздавал ручки первоклассникам бесплатно. Потом начал просить родителей делиться результатами – фотографиями из прописей. И вдруг стал получать сообщения: «Через неделю ребенок стал писать красиво!».

Я понял: тренажер работает. Но как продавать? У меня не было маркетинга, бюджета. Тогда я обратился к блогерам, попросил их рассказать о ручке. И произошел взрыв, заработало сарафанное радио, пошли продажи. Мы поняли, что продукт зацепил эмоционально – люди видели реальный результат.

Мы стали первыми, кто не просто продавал, а объяснял смысл. Мы разработали понятную инструкцию и начали рассказывать, как на самом деле работает тренажер. До этого уже существовали насадки – довольно массовое явление, позиционируемое как помощь при письме. Но это не решение проблемы, а лишь временное приспособление. Мы же начали рассказывать и показывать, как формируется правильный хват, как нагрузка с пальцев снимается и перераспределяется в ладонь. Мы объясняли, что речь идет не о сувенире, а о функциональном инструменте, который решает реальную проблему – боль, усталость, неправильный почерк.

Именно поэтому мы построили продажи на обучении и визуализации эффекта. Через демонстрации, через блогеров, Instagram*, электронные площадки – все те инструменты, с помощью которых можно было показать результат. Мы не просто предлагали товар, а обучали принципу его работы, чтобы родители поняли: это не очередная ручка, а решение.

Вот так и пошло.

 

– Ассортимент ручек развивался постепенно?

–Да, мы сразу вывели три модели: синичку, снегиря и… кита. Последний оказался неожиданно топовым. Почему – до конца не понятно. Может, потому что Мурманск – морской город, может, потому что у нас «ядовитый океан» (улыбается). Сочетание «птичка-кит» показалось всем прикольным, над этим долго смеялись. Но детям зашло. Они восприняли это как игру, как что-то необычное и интересное.

Именно тогда мы поняли: нужно идти от ребенка. Нести не только пользу, но и эмоции. Красивая ручка – это не просто инструмент, а сувенир, предмет гордости. Мы начали выстраивать коллекционную линейку.

Это сработало. После первой покупки у клиента появляется привязанность. Он начинает покупать разные ручки, хвастаться ими. Это и стало той самой точкой опоры, которая позволила перейти от недорогого сегмента к премиум-формату с более высоким качеством и долгим сроком службы.

 

– На какую аудиторию ориентирована ручка? Кто ваши покупатели?

– Основная аудитория – дети 5–12 лет. Но ручка универсальна, подходит и для взрослых с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Особенно активно нас поддерживают логопеды и дефектологи. Для них это находка: дети с ОВЗ могут писать без боли и напряжения. Ребенок с ОВЗ часто не может правильно держать ручку, и это мешает не только письму, но и постановке звуков. Если нет физического препятствия, он может сразу записать то, что произносит, – это ускоряет процесс обучения. Сейчас, с развитием инклюзии, дети учатся вместе, без жесткого разделения по здоровью. Наша ручка помогает им быть на равных.

 

– Чего достиг бренд Ypen за время своего существования?

– Ручка имеет ряд патентов. У нас есть международный патент PCT, действующий в 150 странах, а также заявлен национальный приоритет в США. Бренд YPEN зарегистрирован в 16 государствах мира – это ведущие и наиболее развитые рынки, на которых мы планируем развиваться в перспективе.

В 2025 году мы стали лидерами по Мурманской области в номинации «Экспорт в сфере e-commerce». Нам присудили первое место, церемония награждения, скорее всего, пройдет в сентябре.

Сейчас мы представлены на электронных площадках в пяти странах СНГ: Казахстане, Беларуси, Армении, а также в Израиле и еще нескольких регионах. Ранее аудитория была шире – шли продажи в Германии и даже в США. Это помогло нам познакомиться с международным рынком и понять, где у нас есть потенциал для роста.

 

– Ручка-птичка – это не единственная ваша разработка?

– Есть и другие, просто мы пока не очень много о них рассказываем. Например, гравитационный стол, разработанный для формирования у детей правильных привычек. Он помогает сидеть ровно, не сгибаться, не формировать искривление позвоночника и предотвращает такие проблемы, как плоскостопие. Все это способствует гармоничному развитию организма в целом – опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, общей физической формы.

Важно и то, что он помогает сохранять энергию. Нехватка сил при обучении – настоящая катастрофа для ребенка: он быстро устает, его клонит в сон, жизнеспособность падает, пропадает желание заниматься. Гравитационный стол решает эту проблему: ребенок может на нем покачаться, поиграть, что стимулирует приток энергии. При этом происходит выравнивание всего опорно-двигательного аппарата и коррекция вредных привычек, что в итоге способствует формированию правильного скелета.

Еще мы разработали балансир, который позволяет тренировать равновесие и включать в работу все тело, и массажную птичку – устройство для массажа всего тела. Оно помогает устранить плоскостопие, улучшить кровообращение и сформировать правильную осанку. Ребенок работает с ним, сгибая руки и используя устройство как тренажер. Это не просто приспособление – это инструмент для оздоровления.

Все разработки запатентованы. И это – не случайные находки. Мы глубоко погрузились в проблему, чтобы найти не временное средство, а системное решение. На этой основе был разработан специальный физкультурный метод оздоровления организма «Живосана», о котором я уже упоминал. Его принципы основаны на универсальных законах природы. Название состоит из двух корней: «живо» – это энергия, земля, все живое вокруг нас, и «асана» – прямая спина, упражнение, поза. Метод «Живосана» включен в саму конструкцию ручки и других наших изделий.

 

– Что касается партнерства, какое направление вы видите наиболее перспективным?

– Мы в первую очередь рассматриваем формат коммуникации через коллекционные ручки. У нас есть возможность создавать корпоративные изделия – работать с компаниями, которые хотят укрепить связь со своими сотрудниками или клиентами, используя ручку как награду, подарок или элемент корпоративной культуры.

То же самое касается внутренних команд: мы помогаем создавать мерч – фирменный стиль, включающий фирменную ручку с логотипом компании. Это не просто сувенир, а инструмент для формирования уникального образа бренда.

Эта тема хорошо работает на рынке. Корпоративная культура – это огромный потенциал. Мы можем помочь создать такой продукт, который будет вдохновлять, передавать миссию компании и раскрывать внутренний потенциал команды. Такой предмет становится визуальным объектом, точкой опоры для коммуникации, символом ценностей и идентичности.

Для офлайн-розницы мы предлагаем оформить полноценную витрину. Это особенно подходит для туристических центров. Небольшая стойка – круглая или овальная, размером 50 на 10 см – позволяет наглядно представить продукт, продемонстрировать его функциональность. Можно предложить покупателю взять ручку в руки, отсканировать QR-код, понять, что это не просто сувенир, а важная вещь для ребенка. Условия для оптовых продаж, разумеется, предусмотрены.

 

– Как вы планируете развивать бренд в ближайшие годы?

– Развитие бренда – сложная история. Сейчас такое время, что буквально от пожара к пожару – только успеваешь решить одну задачу, как сразу прилетает следующая. В таких условиях главное – не свернуть с выбранного пути. Но мы стараемся держаться.

У нас много идей, но любой новый продукт – это огромные затраты. Для инноватора каждый шаг требует денег, а их всегда не хватает. Поэтому мы не уходим от продуктовой матрицы – все, что мы делаем, вращается вокруг ручки. Это наш фокус.

 

– Что для вас главное в этом проекте помимо его коммерческого успеха?

– Уникальная возможность заниматься любимым делом. Мы строим не просто компанию, а настоящую команду – дружный, слаженный коллектив, который занимается важным делом, решает реальные задачи. Это и есть главный смысл: каждый день мы встаем с ощущением, что делаем нечто важное.

Мы ведь не просто делаем ручки. Мы помогаем детям. Мы избавляем их от боли в пальцах, от неправильной осанки, от сколиоза. Мы формируем у них правильные двигательные привычки с раннего возраста.

При этом команда полностью понимает миссию: мы работаем не ради прибыли, а для качественного роста каждого сотрудника – и каждого ребенка. У нас даже утренняя зарядка по 10 минут – это часть методологии оздоровления, которая улучшает состояние всего организма. Мало кто замечает, но из одного изобретения на кухне в Мурманске выросла целая система – настоящая вселенная, которую мы называем «Живосана».

Но самое главное – я делаю это как отец. Я раскрываю потенциал для своих детей, показываю им, что, даже если что-то кажется невозможным, можно превратить это в дело, ремесло, мастерскую и, в итоге, в систему, которая меняет жизни.