04.07.2023 в 13:54

Канцелярский анклав

В рамках рубрики «Знакомьтесь, компания» КД рассказывает о компаниях из самых разных уголков нашей необъятной родины. Сегодня речь пойдет о необычном регионе, окруженной и отделенной от остальной России территориями западных «партнеров». Как влияет такое географическое положение на бизнес, рассказал Игорь Архангельский, генеральный директор компании «Офисные штучки».

Беседовала: Мария Стяжкина


– Игорь, насколько нам известно, «Офисные штучки» начались вовсе не с канцтоваров. Расскажите о начале пути компании.

– Да, компания появилась в 2014 году, и начинали мы с торговли хозяйственными товарами и бытовой химией в направлении B2B, приобретая товар у местных ретейлеров и продавая конечным клиентам. На первых порах вся торговля происходила с колес. Позже стали появляться незначительные товарные остатки, а необходимость в формировании готовых заказов потребовала обзавестись площадями. Такой площадью стал сначала один гараж, потом второй был взят в аренду у соседа. К 2015 году этих площадей стало недостаточно, тогда были взяты в аренду склад и офис, начали появляться наемные сотрудники. Канцелярия во всех этих продажах тоже мелькала и приобреталась на тот момент на местном рынке.

– Как получилось, что вы вплотную стали заниматься канцтоварами?

– В 2016 году началось наше сотрудничество с самыми известными игроками канцелярского рынка: ГК «Самсон» и «Рельеф-Центр», с этого момента и появился более серьезный упор на канцелярские товары. Причем на первых порах это был исключительно офисный ассортимент, а далее и товары для детского творчества подтянулись.

– Что представляет собой компания сегодня? 

– На сегодняшний день в состав компании «Офисные штучки» входят восемь розничных магазинов «КанцПарк», в штате работает около 40 сотрудников. Основным нашим направлением является B2B.

– Каким образом вы пришли к идее работать по франшизе «КанцПарк»?

– Так получилось, что в процессе сотрудничества отношения с компанией «Рельеф-Центр» сложились более тесные, чем с остальными. На этой волне долго вынашиваемые планы по открытию розничных магазинов были реализованы в формате «КанцПарк».

– Расскажите об ассортименте компании. Как подбираете поставщиков?

– В плане розницы особого смысла говорить об ассортименте нет, т. к. его львиную долю составляет продукция «Рельеф-Центра». Хотя присутствуют и сторонние поставщики, которых мы отбираем по принципу наличия у них каких- либо товаров «ни как у всех», а также известные, проверенные временем и продаваемые бренды. Я бы выделил «Феникс+», «Комус», ГК «Самсон», «Офис-Премьер». Сотрудничаем и с другими поставщиками, но совершаем у них минимальные «точечные» закупки. Постоянно посещаем отраслевые мероприятия, чтобы видеть, кто из поставщиков какие новинки заводит, исходя из этого формируем ассортимент.

В разрезе направления B2B основным параметром выступает закупочная цена товара, но при этом мы ориентируемся на запросы заказчиков, а также на бренды.

– Ваш регион, пожалуй, один из самых особенных в нашей стране. Доставляет ли оторванность от основной территории проблем?

– Наш регион действительно имеет особенности. Связаны они с тем, что логистика с основной части страны получается достаточно длительной. В связи с этим необходимо держать глубокий товарный запас на собственных складах. 

Ввиду обособленности нашего региона в начале марта 2022 года началось перестраивание логистических цепочек, оно продолжается до сих пор. Это, конечно, добавило проблем. По понятным причинам пандемия, которая случилась в 2020 году, тоже не облегчила работу.

– Близость к Европе влияет на наличие импортных товаров, ушедших с рынка России?

– Влияет, но стоит отметить, что данные схемы по большей части серые, они используются как правило между физическими лицами, либо совсем малым бизнесом.

– Какова структура канцелярского рынка вашего региона? Сколько крупных игроков на нем работает?

– Если мы говорим о розничном направлении, то я бы не стал разделять игроков на крупных и менее крупных, я бы разделил их на более возрастные и молодые компании. Здесь, на мой взгляд, «возрастные» имеют преимущество в связи с их узнаваемостью и привязанности к ним.

– Каковы предпочтения покупателей в вашем регионе?

– К сожалению, в последнее время все более наблюдается тренд на приобретение дешевой продукции, хотя товары из дорогих ценовых категорий известных брендов тоже вполне востребованы.

– Нет ли в регионе шопинг-туризма со стороны европейцев?

– Регион из европейцев сейчас посещают только «русские европейцы» – люди, которые в свое время уехали в Европу на ПМЖ и сейчас, приезжая автотранспортом в Калининград, используют его как хаб для перелетов в другие города, где живут их родственники. Особенно заметно это время школьных каникул. Соответственно, шоппинг-туризм отсутствует. Раньше мы к ним ездили на шопинг, а они к нам за топливом и сигаретами, все остальное в Европе свое и по более приемлемым ценам, в частности – в Польше.

– Издалека все яснее, расскажите, каким вы видите канцелярский сегмент России? 

– Канцелярский сегмент меняется, связано это с появлением дискаунтеров типа «Фикспрайс», а также с уходом целевой аудитории за покупками более дорогих позиций на маркетплейсы, хотя, на мой взгляд, наш регион все-таки менее этому подвержен по причине все той же длительной логистики. Не каждый желает ждать доставку, но если разница в цене существенная, то все же выбор делается в пользу ожидания.

– По традиции – в завершение интервью расскажите о планах на ближайшее будущее и передайте пожелания коллегам по рынку и партнерам. 

– В планах на будущее дальнейшее развитие, карты раскрывать пока не буду, но идей много. Коллегам хочу пожелать здоровья, мирного неба, здоровой конкуренции и отсутствия «слива» товаров.