"Красивые канцтовары всегда доставляли мне удовольствие"
Сегодня в нашей постоянной рубрике «Знакомьтесь, компания» Фарида Миронова, собственница сети канцелярских магазинов из подмосковного города Электросталь. В ходе беседы Фарида рассказала о том, как решилась круто изменить свою жизнь и связать ее с канцтоварами, а также о том, как в короткие сроки сумела сделать свой первый магазин успешным и известным.
Беседовала: Мария Стяжкина
– Фарида, насколько я знаю, вы пришли в бизнес в 2004 году. А чем занимались до этого?
– По образованию я инженер-электронщик – закончила Московский энергетический институт, факультет информационной техники. После учебы пошла работать на завод среднего машиностроения инженером-электронщиком, там и работала до 2004 года.
– А почему решили сменить сферу деятельности? Как обратили внимание именно на сегмент канцтоваров?
– Мне не нравилась моя работа, я не находила в ней интереса, на завод ходила из-под палки. А канцтовары привлекали с детства, всегда нравились красивые ручки, карандаши и т. д. А потом в сложные 90-е годы знакомые позвали подработать, продавая канцтовары. У меня хорошо получалось, и мне настолько это понравилось! Очень радовала вся эта красота для детей, радовало, что у них тоже загорались глаза от вида ручек, карандашей, ластиков, тетрадок. Красивые и качественные канцтовары мне всегда доставляли удовольствие, и мне хотелось, чтобы мои покупатели тоже получали положительные эмоции от покупки хороших канцтоваров. А еще очень приятно было получать благодарность покупателей, я ощущала себя нужной в этом деле. Так что я решила круто поменять свою жизнь и попробовать найти помещение, где смогу заниматься именно канцтоварами. Что и сделала. В самом начале я не особо думала о прибыльности, мне просто очень нравилось мое новое дело.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее, с чего вы начали? Как шло развитие дела?
– В 2004 году я решилась взять в аренду магазин, который назвала «Умные вещи». Его площадь более 150 м2. Я работала в нем сама и сразу наняла продавца, потому что одной на такой огромной площади справиться нереально.
Стартового капитала практически не было. Работали с колес. Продавали, тут же ехали за товаром. Продавали, тут же ехали за товаром. Двигались маленькими шажками, так и вставали на ноги.
– Вы сразу начали работу с канцтоварами?
– Вначале мне хотелось заниматься не столько, может быть, канцтоварами, сколько развивающими товарами для детей. На тот момент у меня самой были маленькие дети, и мне казалось, что я смогу развить эту нишу. Но канцтовары, присутствовавшие в ассортименте, приносили большую прибыль, они лучше продавались. И постепенно я перешла больше в продажу канцтоваров. Однако магазин уже стал известным в Электростали, поэтому я оставила название.
– В чем, на ваш взгляд, кроется причина того, что магазин быстро стал известным?
– Я считаю, за счет того, что, я очень много работала сама, активно раскручивала свой магазин, свое детище. Только труд, огромный труд помог мне довольно-таки быстро поднять магазин, и он стал известным в городе. Еще, конечно, здорово помог тот факт, что такого большого магазина канцтоваров на тот момент в городе не было – не было достойной конкуренции. В городе работало много небольших точек со скромным ассортиментом, а площадь моего магазина позволяла иметь хорошее товарное предложение.
– Помните, какие товары продавались в то время лучше всего ?
– В начале 2000-х годов был большой дефицит импортных канцтоваров. Они были яркие, красивые, качественные, поэтому их с удовольствием покупали и дети, и взрослые. Постепенно я стала уже искать хорошие товары и нашего российского производства, наших поставщиков.
– А какие компании стали вашими первыми поставщиками?
– Одним из первых крупных моих поставщиков была компания «Рельеф-Центр», с которыми я и по сей день очень плотно сотрудничаю. И, думаю, продолжение нашей работы следует...
– Вы уже знали о ней до того, как решили открывать магазин? Как вообще отбирали поставщиков на начальном этапе?
– О компании «Рельеф-Центр» впервые я узнала на канцелярской выставке – я практически сразу начала посещать выставки, так как понимала, что на них присутствуют лучшие компании с хорошим товаром. На тот момент «Рельеф-Центр» и сама была очень молодой компанией, но мне понравился их стенд, понравились менеджеры, которые сразу окружили меня заботой, теплом, стали все показывать. Также и компанию «Офис-Премьер» я впервые увидела на выставке, оценила их качественный красивый товар и поняла, что хочу с ними работать.
– Сейчас у вас много партнеров-поставщиков?
– На данный момент я работаю напрямую с более чем 15 компаниями. Канцтовары составляют большую часть ассортимента магазина, думаю, около 60 %. Это бренды «Рельеф-Центра»: Berlingo, Faber-Castell, Crown, также велика доля товаров компании «Офис Премьер», бумажно-беловой продукции от ПЗБМ. Ну и много много других ТМ присутствует на моих полках.
– Фарида, это интервью вы «выиграли» на мероприятии INFORMAT. Как долго вы сотрудничаете с этой компанией?
– С компанией INFORMAT я работаю относительно недавно – примерно три года. Они привлекли меня своими брендами «Каляка-Маляка» и LOREX. Покупатели часто спрашивали, когда же в моем магазине появятся товары под ТМ «Каляка-Маляка». И я решилась начать работать с компанией INFORMAT, о чем нисколько не жалею. Их товары пользуются спросом, а товары бренда LOREX, можно сказать, уникальны и неповторимы, их качество видно сразу, красоту и качество этих брендов высоко оценили мои покупатели.
– В вашем магазине «Умные вещи» можно найти не только канцелярию и товары для развития детей, но и кое-что для декора, к примеру. Как уживаются на одной торговой площади такие категории? Не размывается ли специализация?
– Да, у меня можно найти товары для подарков и декора дома. Я считаю, что если ко мне пришел покупатель, то он обязательно должен найти для себя что-то и не уйти с пустыми руками. И это здорово, что покупатель может найти не только необходимую вещь, но и порадовать себя или своих близких какими-то подарочными товарами. Я считаю, что это увеличивает и поток покупателей, и средний чек. Сегодня – к этому, мне кажется, идет тенденция, важно, чтобы магазин был интересен покупателям всех возрастов. Чтобы мама, которая пришла с ребенком за ручкой, могла что-то присмотреть для себя. Тогда у магазина гораздо больше шансов быть востребованным среди всех категорий покупателей.
– Не конкурируете ли вы по этим категориям, скажем, с «Фикс Прайсом»?
– Товары, представленные в моем магазине, имеют сегмент средний и средний плюс. Товары для декора и для дома я также привожу среднего и средний плюс сегмента. Поэтому, естественно, с «Фикс Прайсом» я совершенно не пересекаюсь и не конкурирую. Мы в совершенно разных категориях.
– Под вашим управлением работает не один магазин. Расскажите о том, как открыли вторую точку?
– В какой-то момент я почувствовала, что мне хочется расширяться – пора было попробовать открыть еще один магазин. Шел 2017 год, я решила создать новую точку в торговом центре, который был на тот момент крупнейшим в нашем городе. Так как это был торговый центр, мне хотелось, чтобы все получилось очень презентабельно, поэтому я решила открыть магазин по франшизе. Во-первых, компания «Рельеф-Центр» предложила мне помощь, во-вторых, я посчитала, что команда профессионалов, которая там работает, точно поможет мне быстро и красиво открыться. И мои надежды оправдались. Магазин получился большой, солидный.
Через год я поняла, что магазин по франшизе показывает хорошие результаты, и решилась еще на один «КанцПарк». А в позапрошлом году, чтобы охватить более-менее весь город, открыла еще одну точку. То есть на данный момент у меня три магазина «КанцПарк» и один свой магазин «Умные вещи».
– В каком магазине, по вашим наблюдениям, лучше продажи – в «КанцПарке» или в магазине под собственной вывеской?
– Ну, если быть абсолютно честной, то магазин под собственной вывеской, конечно, показывает лучшие продажи, так как в нем нет никаких ограничений по ассортименту. Я завожу тот товар, который мне нравится и который, по моему мнению, принесет на данный момент большую прибыль. Но во франшизе свои плюсы – к примеру, так красиво, качественно и быстро открыть новый магазин собственными силами очень-очень сложно, на мой взгляд, практически невозможно.
– Фарида, а вообще как обстоят дела со спросом и покупательской способностью в Электростали? Маркетплейсы составляют чувствительную конкуренцию?
– Спрос в нашем городе, как, я думаю, и везде, немного падает. Да, маркетплейсы оттягивают на себя часть спроса. Мои магазины больше относятся к ценовым сегментам «средний» и «средний+», и за последние два года, конечно, стало заметно, насколько вырос спрос на более дешевые товары. Видимо, дорогие марки, премиальные бренды лучше продаются в маркетплейсах, ведь там цены на них ниже, но мы стараемся завоевывать лояльность покупателя сервисом, каждому уделяем внимание и, считаю, что за счет этого выдерживаем конкуренцию. Конечно, акции и скидочные карты магазина тоже помогают на определенном уровне удерживать покупателей.
– Команда сильно помогает в управлении магазинами?
– Конечно, открыть четыре магазина и удерживать хороший ассортимент мне очень помогает моя команда администраторов и продавцов. Некоторые из них со мной работают аж с 2005 года. Да, есть и текучка в коллективе – от этого никуда не денешься. И кадровый вопрос стоит остро. Сейчас наблюдается дефицит хороших продавцов, которые хотят работать, – это большая проблема. Но мы ее решаем, постоянно пытаемся что-то усовершенствовать. Стараюсь к продавцам относиться как к своей семье. Последние пять лет, начиная с пандемии, очень сложно стало работать в канцелярском бизнесе. Но мы вместе с администраторами, с моей командой держимся, решаем проблемы, ищем какие-то новые пути. Наверное, поэтому и пришли к выводу, что надо открыть еще один магазин.
– Еще один «КанцПарк»?
– Нет. Мы видим, насколько востребовано сегодня именно творческое направление. Люди хотят реализовать себя в хобби, находить новые интересы. Поэтому я решила попробовать открыть магазин «Лео-Арт». Там тоже крутая команда профессионалов, которые готовы помочь во всем. Развивая свою сеть, как следствие, они будут помогать развивать и мой магазин «Лео-Арт». Надеюсь, у меня все получится.
– Мы тоже на это надеемся и желаем вам удачи! Фарида, а если бы вас попросил дать совет начинающий канцелярщик – открывать магазин по франшизе или под собственной вывеской, что бы вы ответили?
– Начинающим канцелярщикам советы давать очень тяжело. Как я уже сказала, везде есть свои минусы и плюсы. На мой взгляд, на данный момент магазин по франшизе открыть и легче, и быстрее, и проще, чем под собственным брендом. Но магазины собственного бренда приносят все-таки большую прибыль. Так что тут каждый должен сам решить, что для него реальнее и важнее. Это выбор каждого.
– В этом году вы в третий раз стали гостем съезда Союза канцелярский розничных предприятий. Какие впечатления остались? Что вы получаете от этого мероприятия?
– Считаю, что приезжать на такие съезды обязательно, так как ты окунаешься в мир единомышленников, с которыми можно поделиться успехами и неудачами, опытом. Это просто необходимо в нынешние непростые времена, чтобы оставаться на плаву, чтобы чувствовать рынок, развиваться, искать новые направления. А иначе просто отстанешь, а нужно стараться быть, наоборот, чуть впереди. Поэтому с удовольствием обязательно поеду и в следующем году. И всех предпринимателей приглашаю на следующий год обязательно посетить съезд СКРП. Вы не пожалеете! Столько положительных эмоций, столько впечатлений! Вы непременно приобретете новых друзей, новые навыки.
– Спасибо большое за рекомендацию! Мы, в свою очередь, тоже будем рады видеть вас на съезде в следующем году! Фарида, спасибо за беседу! Напоследок пожелаете что-нибудь нашим читателям, вашим коллегам?
– Желаю хороших эмоций в жизни, чтобы следующий год принес только самое лучшее, чтобы все желания исполнялись!
- Компания:Журнал Канцелярское Дело
- Телефон:+7 (985) 302-43-65
- Email:petr.dolgov@delo-st.ru
- WWW:www.delo-st.ru