ГлавнаяИнтервьюСемья как главная опора

Семья как главная опора

Дата публикации: 20 ноября 2024 в 15:00
Компания: Журнал Канцелярское Дело

Компания «Папа тут» уже попадала в поле зрения нашего журнала в прошлом году. В рамках рубрики «Знакомьтесь, компания» мы побеседовали с Екатериной Никифоровой и узнали все о ее семейном бизнесе. Собственно, именно семейственность «Папа тут», о которой Екатерина не раз упоминала в ходе интервью, побудила нас снова обратиться к этой компании, но уже в рамках рубрики «Семейное дело». В этой беседе мы оставим в стороне разговоры о поставщиках, площадях и маркетплейсах, а сосредоточимся на практической стороне работы с близкими людьми.


– Екатерина, рады снова приветствовать вас на страницах нашего журнала!

– Я тоже рада новой встрече (улыбается)!

 

– Сегодня мы говорим о роли семьи в бизнесе, о выстраивании взаимоотношений в рамках рабочих процессов. Давайте начнем с такого вопроса: это вы привели свою семью в бизнес, или семья привела вас в него?

На самом деле, в сфере продаж я с детства. Я ведь ребенок конца 80-х–начала 90-х, тогда коммерция была, скажем так, не всегда твоим выбором, для многих приход в продажи стал вынужденной мерой, к которой привела жизнь. И наша семья не стала исключением. Но родители сумели создать из этой жизненной необходимости целое дело, которое уже тогда давало рабочие места, кормило нашу семью.

В возрасте 11-12 лет я уже вовсю помогала маме и папе, причем помощь эта была самая настоящая, как если бы я была взрослым человеком, а параллельно вместе с шестилетней племянницей пыталась зарабатывать на свои хотелки, например, на новую тетрадку или гелевую ручку с блеском.

А сеть, которая существует сейчас, появилась уже после рождения моих детей я привела в бизнес собственную семью. Первые деньги, вложенные в дело, были декретными и зарплатой мужа. Поэтому у нас как в той загадке – что первично, яйцо или курица, сразу и не поймешь (смеется).

 

– Бизнес ваших родителей, стартовавший в 90-е, все еще существует?

Нет, уже не существует. Так получилось, что в тот период, когда родители начинали свое дело, им было тяжело перестроиться, ранее имея стабильность и определенный статус, оказаться у истоков рыночных отношений. У многих, кто боялся поднять свою пятую точку, а только сидел и плакал, что все плохо, это вызывало негатив: торгаши, спекулянты, коммерсанты как только ни пытались их задеть. К этому у родителей постепенно вырабатывался иммунитет, но детей (нас трое в семье) они всегда настраивали на то, что, как бы жизнь ни повернулась, нужно иметь образование. Я всем сердцем и душой люблю свою малую Родину, но за образованием все же мы отправились в Санкт-Петербург. А так как мы очень сильно были задействованы в помощи родителям (брат с женой, в определенный период сестра с мужем, я), то без нас родителям стало тяжело управляться с бизнесом, к тому же им было непривычно, что все мы далеко. Так они и перебрались в Питер, поближе к детям. Начинать новое дело в незнакомом городе на тот момент у них не было ни сил, ни желания. А потом пошли внуки, родители оказывали колоссальную помощь, особенно мне. Я тогда уже стала метаться между врачеванием и своим делом. Так они опять оказались в «теме» бизнеса нового формата!

 

– Кто из вашей семьи сейчас занят в компании «Папа тут»? Как распределены роли и задачи?

На самом деле, в работе мне помогает почти вся семья. Управлением самой структурой занимаюсь я единолично. Моя правая рука – Александра, та самая племянница из детства, с которой мы подрабатывали, чтобы купить прикольную канцелярию (улыбается). Я полностью доверяю ей, делегирую самые ответственные задачи, подписания договоров, общение с поставщиками – все то, что я обычно делаю сама, выполняет она, если я по какой-то причине выпадаю из процесса. Участвует в деле мой папа, которого просто обожают дети в магазине, хотя сейчас он уже перебрался из Питера в Краснодар по состоянию здоровья. Он для наших маленьких покупателей все равно что дедушка, родные внуки иногда даже обижаются (смеется). На момент становления дела, папа был... Знаете, как в фильме: грузчик – я, продавец – я, товаровед – я! Он был моими ушами и глазами и в плане налаживания контакта с сотрудниками, и в плане выяснения желаний и настроений покупателей. А сейчас он просто наш амбассадор теплоты, юмора и доброты.

Племянник – сын моего родного брата – часто помогает с доставками, мужскими делами вроде перетащить тяжести, прикрутить, собрать, ведь основная часть нашего коллектива – девочки. Голова всего IT – мой супруг Алексей. Постоянно его мучаю: «Леш, а давай сделаем то, а давай это, ну давай, начинай программировать, я же не умею» (смеется). Приблизительно так и происходит. Вторая моя племянница сейчас активно занимается развитием социальных сетей, созданием контента, взяла на себя часть обязанностей по маркетингу и продвижению. Дети (у нас две дочери 12 и 15 лет) очень активно помогают, причем старшая иногда выполняет такие задачи, с которыми не все взрослые справились бы с первого раза. К примеру, вот буквально весь июль девочки полноценно закрывали вакансию продавца-консультанта в магазине, когда очередной сотрудник нас подвел и мы попросили его уволиться. Также они собирают заказы для интернет-продаж. Активно участвуют в выборе товарной матрицы. Да и тесты новинок мы проводим, опираясь на их мнение.

В целом, что бы ни происходило, мы всегда вместе. Уж каких ситуаций только ни случалось – мы и сгорели подчистую, нас и топило до потери всех товарных остатков – и именно семья всегда была рядом: родители с двух сторон, брат с женой, сестра с мужем. Абсолютно все. Хотя не могу не отметить, что есть еще и друзья, которые тоже работают со мной, и им я тоже очень благодарна!

 

– Все роли, которые вы перечислили, закреплены документально? Другими словами, ваша семья оформлена на работу официально или помогает в свободное время?

Да, я пришла к тому, что оформление мы делаем официальное. Так спокойно всем – и мне тем более. Только дети пока работают за вознаграждение, хотя старшая уже получила паспорт и спрашивала об оформлении. Помощь меня, конечно, очень радует, но у нее на носу девятый класс, поэтому пока будет сосредотачиваться на учебе и экзаменах.

 

– Как решаете материальные вопросы? Не возникает ли неловких ситуаций, обид или недомолвок, если кто-то, к примеру, хочет повышения зарплаты?

Чаще всего такие ситуации решаем разговором. Если честно (тьфу-тьфу), особых неловких ситуаций я не помню. Родные чаще всего в теме нашей общей ситуации по больнице, все понимают. Да и уж точно никогда не бывало так, что кто-то требовал денег, оперируя родством. Мы не выделяем кого-то по принципу кровных уз. Чаще величина зарплаты складывается из рыночной базы и обязанностей. Да иногда и не в зарплате дело, а в общем отношении между людьми.

 

– Вы не испытываете сложностей с раздачей распоряжений и указаний? Поторопить кого-то из родных, потребовать отчета или объяснений может быть весьма непросто...

Уже нет. Здесь были все стадии: отрицание, торг, гнев, депрессия, потом, конечно, пришло смирение, понимание того, что надо иногда сделать замечание, иногда потребовать, иногда что-то повторить в десятый раз! Вот только такая проблема: я сама работаю на износ и думаю, что, если я так могу, значит, могут и они. Но это не так, и со временем я стала это понимать.

 

– Какими вообще правилами руководствуетесь в работе с близкими людьми? Есть ли у вас кодекс чести или заповеди, которые не нарушаете ни при каких условиях?

Все, кто знаком с нашей семьей (и это не ради создания положительного впечатления, а самая что ни на есть правда), знают, что для нас всех самое важное – это честность, справедливость и прямота. Хотя иногда лично мне это очень мешает.

 

– Екатерина, вы производите впечатление очень позитивного человека, и ваша семья кажется такой же. Неужели за все эти годы не было конфликтов, обид?

Да, мы такие и есть! Не всегда и не все понимают наш семейный юмор. Мы и сами шутим, что мы шумная итальянская семейка (улыбается). Конфликты, наверное, случались, но мы так быстро обычно отходим, что злости друг на друга не таим. Мы семья, и я всегда открыто говорю, что за нее порву любого на маленькие клочки! И я сейчас абсолютно не кривлю душой.

 

– А какие самые яркие моменты поддержки можете вспомнить? Было ли такое, что без родных было не выплыть?

Вот это было! Не выплыть даже просто эмоционально! Я уж не говорю о таких моментах, когда что-то происходило. Например, в самом начале, когда мы только начинали работать, у нас затопило склад, мы тогда потеряли почти все товарные остатки. На помощь пришли родители, сестра с мужем передвинули переезд, а брат с семьей перенесли отпуск. Мы на всех машинах вывозили уцелевшее. По всем нашим квартирам лежал товар, мы пытались его сушить.

А когда тебе в 23 часа сообщают, что фура с товаром в 90 кубов заходит на разгрузку, надо ее срочно разгружать, потому что простой будет стоить дорого. Ну, надо ли говорить, что в таких случаях вся семья тоже тут как тут?

 

– Вы сказали, что ваши дочки активно помогают в магазинах. Они уже решили, свяжут ли дальнейшую жизнь с «Папа тут»?

Пока я все еще полна сил и энергии, и говорить о передаче бизнеса, наверное, рано. У старшей дочери уже есть цель, надеюсь, у нее все получится и в будущем ресторанный бизнес услышит ее имя. А младшая у нас красивая (смеется). Что она решит, покажет время, но, кстати, именно она чаще говорит о том, что будет продолжать дело. Я настаивать на этом не буду. Пусть они сами делают выбор!

 

– Бизнес все же дело нервное, особенно в наше нестабильное время. Не желаете ли вы своим детям какого-то более спокойного занятия? Чем вообще увлекаются девочки, какие у них таланты?

Если честно, то последние пару лет я часто думаю об этом. Хочу ли я, чтобы мои дочери испытывали весь этот связанный с бизнесом стресс? Но я так же ответственно подходила к своей работе, пока была в найме. Вы не представляете, что это такое, когда ты ночью просыпаешься и думаешь о пациенте, который был у тебя накануне, в голове крутится миллион негативных сценариев развития клинической патологии, которая от тебя не зависит. Но я также понимаю, что далеко не все так относятся к работе.

Сейчас девочки очень хорошо учатся в школе. Уже имеют множество регалий и наград в хореографии (тренировки у нас по три-четыре раза в неделю, а если предстоит конкурс, то и по пять, поэтому выносливость у них колоссальная). Но мое мнение, что чем больше заняты дети, тем меньше времени на дурные мысли и поступки. Кулинария – это еще один их конек. Они очень вкусно готовят и пекут. В общем, у меня замечательные дети!

 

– Как ваша семья отзывается о вас как о руководителе? Согласны ли вы с их мнением? Какие у вас сильные и слабые стороны как у главы дела?

– Это лучше спросить у них. Но я отдаю себе отчет в том, что мне не хватает некоторой жесткости, и кто-то (не родные, конечно) этим может пользоваться. Я за человечность, хочу верить людям, но жизнь подкидывает уроки. А я боюсь переступить порог некоторого равнодушия и цинизма.

 

– Ваше слово – всегда закон? Если решение принято, его уже не будут подвергать сомнению родители или муж? Сложно ли было выстроить границы, утвердиться в роли начальника?

Если мы говорим о бизнесе, то я, наоборот, советуюсь с родителями и мужем. И мое мнение может измениться, если я вижу разумные доводы и рациональность их суждений. У родителей как никак опыт, а муж у меня человек цифр, очень практичный. Иногда я поражаюсь, что его голова не лопается от информации и знаний, которыми он владеет.

А границ как таковых и нет. Есть семейный совет. Но все же, если мне не доказали, что их точка зрения правильнее моей, то решение остается за мной.

 

– Влияет ли совместная работа на супружеские отношения? Удается оставлять работу и связанные с ней разногласия на работе?

Конечно влияет! И естественно, разногласия не всегда можно оставить на работе. Я очень остро реагирую на нездоровую критику или банальную людскую глупость. Меня это гложет. Я не всегда могу сразу отпустить ситуацию. Прокручиваю ее в голове по сто раз. А муж, наоборот, говорит: «Забудь!». И тут находит коса на камень – в смысле, забудь?! Но надо признать, что обычно он в таких ситуациях прав . Поэтому я все еще учусь, а он старается уже поддерживать меня в такие моменты.

 

– Екатерина, в заключение нашей беседы расскажите, в чем, на ваш взгляд, главные плюсы и минусы семейного бизнеса?

– Все семьи разные! Мы часто слышим, что вести бизнес с родными и друзьями нельзя! Но из своего опыта (да и все мы помним о знаменитых мировых семейных корпорациях) могу сказать, что можно! Да, понимание ведения бизнеса у всех разное. Но главное, что мы ничего не делим, кроме задач, которые необходимо выполнить. Поэтому самый главный плюс для меня – это то, что я безоговорочно могу доверять этим людям! Они поддержат, иногда могут покритиковать, что тоже бывает необходимо. Тем более это все не со злости, а с чистыми намерениями и желанием помочь.

А минусы вытекают из плюсов. Самое сложное – это советы. Например, трудно бывает со старшим поколением, ведь иногда они, имея свой опыт, пытаются его навязать, доказать, что сделать нужно так и никак иначе. Но ведь их опыт – это прошлое, сейчас многое изменилось. Мне нужен свой опыт. Теперь я уже научилась все советы фильтровать, принимать здоровую критику и отсеивать навязанные мысли. Но для этого потребовалось время.

 

– А мнение младших слушаете? Ведь они – рупор молодежи.

Мне кажется, я сейчас в таком золотом возрасте, когда вроде как и опыт уже какой-то есть, но я еще с легкостью понимаю, что такое краш. Поэтому здесь, как и со старшим поколением, могу прислушаться, но фильтр срабатывает.

 

– Ваши советы и пожелания тем, кто ведет, собирается вести бизнес с семьей.

– Самое главное распределить обязанности согласно опыту и квалификации конкретного человека, тогда будет меньше поводов для конфликтов. Договаривайтесь о всех мелочах сразу, на берегу, ведь, если ваши мнения разойдутся, то просто пожать руки и выйти из семейного бизнеса (как просто с партнером) вряд ли получится.

Ну и ничего не бойтесь, страх убивает все! Если у вас есть семья – это ваша опора, ваш вант, который выдержит все сложности! Поэтому просто действуйте, радуйтесь успехам, не опускайте руки, если что-то идет не по плану. А по плану, поверьте, никогда ничего не идет!

 
″Канцелярское Дело″ - специализированное регулярное издание, освещающее состояние рынка товаров для школы и офиса России, Белоруссии, Украины, Казахстана и других стран. Издается с 1997 года. В основе распространения журнала лежат три программы - адресная (подписчики), договорная и выставочная. Адресное распространение журнала осуществляется в соот­ветствии с поступающими запросами от руководителей и специалистов отрасли. Аудитория квалифицированных подписчиков журнала насчитывает более 7 000 специалистов из всех регионов России. Ежегодное обновление базы подписки дает гарантию регу­лярного получения журнала организациями, максимально заинтересован­ными в получении информации о рынке. Оформить подписку на журнал «Канцелярское Дело» можно на сайте www.delo-st.ru. .delo-st.ru. Дополнительно с представительствами издания в странах СНГ (Белоруссия, Украина) реализуются специальные партнерские программы распространения журнала (ориентировочно по 100-500 экземпляров каждого номера). Кроме того, распространение журнала ведется на всех специализированных выставках России и зарубежья.